Самодельные дорожки из бетона своими руками

Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками

Один из способов благоустроить сад, двор частного дома или территорию дачи – изготовить бетонные дорожки своими руками. Такие сооружения популярны в частном секторе благодаря простоте изготовления.

Достоинства бетонных дорожек

Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.

Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.

Как сделать бетонную дорожку

Изготовить бетонную дорожку своими руками легче и быстрее, чем уложить покрытие из плитки, сделанной своими руками или на производстве.

Видео: Заливка бетонной дорожки своими руками

Изготовление бетонной дорожки своими руками. Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.

Шаг 1. Проектирование дорожек

Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.

Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:

Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.

На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.

Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.

Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.

Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.

Использовать ли бордюры?

Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.

красивый ровный край дорожки;

края дорожки не крошатся и не осыпаются;

защита от проседания;

уменьшение объема земельных работ.

Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.

Следующий шаг – разметка.

Шаг 2. Разметка дорожек

Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.

В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.

Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.

По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.

Натянуть бечевку или леску по отметкам.

Шаг 3. Подготовительные работы

После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.

На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.

Как устанавливаются бордюры:

Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.

На дно канавок наливается бетонный раствор.

На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.

По леске выравниваем внутренний край бордюра.

Устройство опалубки и песчаной «подушки»

Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:

Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.

Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.

Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.

Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.

Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.

Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.

Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.

Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.

Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.

Армирование

Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.

Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.

Видео: Дорожка 2 года спустя

В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.

Шаг 4. Приготовление бетонной смеси

Как залить бетонную дорожку своими руками?

Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).

Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).

Как приготовить бетонную смесь

Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.

Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.

Видео: Садовая дорожка своими руками

Шаг 5. Укладка бетона

Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.

На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.

В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.

Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.

При этом на поверхности выделяется цементное молочко.

Шаг 6. Уход за бетоном

Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.

При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.

Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.

Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.

Читать еще:  Как рассчитать воздухообмен в помещении калькулятор

Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.

Декоративный бетон

Простая бетонная дорожка – практичное и красивое сооружение, но иногда, в соответствии с замыслом автора, требуется что-то более нарядное, например, введение цвета или имитация дорожки из брусчатки.

В этих случаях воспользуйтесь одним из многочисленных декорирующих приемов, которые можно применять самостоятельно. Комбинируя их, можно получать интересные декоративные эффекты.

На строительных рынках можно приобрести специальные пигменты любого цвета для бетона.

Обычный цемент имеет серый оттенок, который сохраняется и при подкрашивании, придавая любому цвету серый оттенок. Чтобы получить яркие цвета, применяйте специальный супербелый цемент.

Чтобы сэкономить пигмент и дорогой белый цемент, можно подготовить 2 вида раствора и залить двумя слоями: сначала обычный, а сверху цветной. Промежуток между заливками – не более 20 минут.

Подкрасить бетон можно не только в массе, но и на поверхности. Для этого можно использовать цветной закрепитель бетона. Его рассыпают по поверхности свежеуложенного бетона и разглаживают.

Затем, чтобы получить ровный тон без проплешин, рассыпают еще немного закрепителя и снова разглаживают. Верхний слой бетона таким образом окрашивается в выбранный цвет, но имеет сероватый оттенок и выглядит очень натурально.

Инкрустация

Хороший способ украсить бетонную дорожку – инкрустировать ее кусочками цветной плитки или галькой, вдавленными в поверхность свежеуложенного бетона. Можно выкладывать декоративные элементы произвольно или, в соответствии с задумкой, в виде орнамента.

Рельеф

Свежеуложенному бетону можно придать рельеф, имитирующий брусчатку, камень, дерево или другую фактуру методом штамповки. Формы для штамповки бывают мягкими и жесткими. Штампы прикладывают к бетону и прижимают, а затем снимают и присыпают рисунок песком; получается рельефный узор.

Нанести рисунок на свежий бетон можно даже пальцем или шпателем.

После этого «швы» посыпают песком и дают бетону схватиться. Результат – рельефная поверхность.

Поверх рельефа можно нанести пропитку, которая может придать поверхности, к примеру, глянец, вид мокрого камня и другие декоративные эффекты.

Бетонные дорожки можно сделать своими руками, и они могут быть не только утилитарным, но и декоративным сооружением. Применяя приемы декорирования бетона можно создать садовую дорожку, по эстетическим качествам не уступающую сооружениям из брусчатки, сэкономив время и деньги. В условиях отсутствия специальной техники для обработки бетона большое значение приобретает использование специальных добавок для бетона, прежде всего, пластификаторов и фиброволокна, а при необходимости – противоморозных добавок и пропиток для бетона.

Садовые дорожки из бетона своими руками

Садовые дорожки из бетона долговечны и неприхотливы. По ним удобно ходить и перевозить тачку с грузом, не рискуя испачкать ноги или вытоптать ценный газон. Зная детально технологию, благоустроить участок можно собственными руками, без лишних трат на наемный труд.

Особенности бетона как материала для покрытия дорожек

Бетон — самый распространенный материал для устройства дорожных покрытий. Он прочный, относительно недорогой и несложный в укладке. Но необходимо учитывать некоторые особенности.

Склонность к температурно-усадочным деформациям

Первое, что может привести к быстрому разрушению бетона, сильная усадка при твердении. При испарении влаги объем монолита уменьшается, на поверхности образуются трещины. Со временем они углубляются и разрастаются.

Снизить влияние усадки позволит:

  • минимальное количество воды при изготовлении смеси;
  • армирование;
  • правильный уход.

Бетон плохо работает на растяжение. Именно поэтому длинные садовые дорожки чаще растрескиваются, чем короткие. Для предупреждения нежелательного явления необходимо устроить деформационные швы:

  • прорезать бетон на 1-3 толщины;
  • заполнить щель силиконовым герметиком для наружных работ.

Швы прокладываются через каждые 10 м, а также в местах поворотов дорожки и сопряжений с другими конструкциями.

Разрушение от пучения грунта

На образование трещин значительно влияет тип грунта, его влагоудерживающая способность. Легкие проницаемые супеси хорошо пропускают воду, не накапливая ее между порами. Бетон на таких почвах стабилен при условии, что устроен подстилающий дренажный слой и уклон для стекания воды.

Пучинистые грунты (суглинки, глины и т.д.) ведут себя по-другому. При замерзании они сильно увеличиваются в объеме, при оттаивании — опять оседают. Бетонное покрытие от таких колебаний буквально за пару лет превращается в груду обломков.

Монолитные дорожки заливать на таких грунтах не рекомендуется. Лучший выбор — кладка из плитки или камня, которые конечно тоже будут «играть», но не разрушатся. А отдельные участки потом можно отремонтировать, переложив элементы заново.

Невысокая морозостойкость

Дорожки эксплуатируются в очень агрессивной среде. Холод, жара, влага, мороз — все это неблагоприятно отражается на состоянии покрытия. Особенно опасны периодические оттепели и заморозки, когда вода, попавшая в поры, превращается в лед и разрывает капилляры в теле бетона.

Морозостойкость находится в прямой зависимости от плотности и водонепроницаемости бетона. Для их увеличения необходимо снизить водоцементное соотношение.

Воды по отношению к цементу ее должно быть не более 0,45-0,55%. Бетон при заливке остается пластичным, но не жидким. Для сохранения пластичности при укладке добавляются пластификаторы, которые выпускаются химической промышленностью в большом ассортименте. Применяя недорогие добавки, можно значительно улучшить удобоукладываемость раствора и облегчить себе работу.

Особенности устройства подстилающих слоев

Просто замешать раствор и вылить его на землю — это зря потраченные время, труд и деньги. Для любого покрытия, особенно для бетонного, необходимо устройство правильного основания.

Дренаж

Цель этого мероприятия — отвести излишнюю влагу и уменьшить деформации, возникающие в результате пучения грунта. Почва срезается на глубину 25-30 см, основание хорошо трамбуется. Сильно заглубляться не стоит. Это увеличит расход материалов, а на прочности и долговечности дорожки никак не отразится

На образовавшееся плотное ложе укладывается щебень и песок. Общая толщина подсыпки должна быть не менее 10-20 см. Все послойно трамбуется.

Для защиты основание от прорастания растительности и заиливания щебня рекомендуется использовать геотекстиль. Это нетканый полимерный материал, который пропускает воду, но фильтрует загрязнения. Лишним он точно не будет.

Гидроизоляция

Многие думают, что садовой дорожке гидроизоляция не требуется, но это не совсем так. Нужно учитывать, что для твердения бетона необходима влага. А поскольку реакция гидратации цемента при недостатке воды происходит неполноценно, на начальном этапе твердения обезвоживания допускать нельзя.

Чтобы вода из свежего материала не просачивалась в землю, укладывается гидроизоляция — рубероид, плотный полиэтилен, мембрана. Вода в растворе сохраняется, и процесс твердения проходит нормально.

Параметры садовой дорожки

Чтобы по участку было удобно ходить и перевозить тачку, ширина дорожки не должна быть менее 80 см. Это позволит проехаться с без риска завалить груженое устройство на газон или грядку. Более узкий проход дает возможность прогуляться только пешком.

Чтобы на дорожке не застаивалась вода, необходимо сделать уклон. На узких дорожках он может располагаться вдоль, на широких — лучше устроить еще и разуклонку на обе стороны. Вода должна стекать только в противоположном направлении от дома, погреба и других строений. Это позволит не провоцировать застой воды под фундаментом.

Дорожку желательно приподнять на несколько см над уровнем земли, чтобы защитить ее от заливания дождями и талыми водами. Грязи будет накапливаться гораздо меньше. А для очистки достаточно смести с бетона листья или промыть его из шланга.

Для предупреждения падений на скользкой мокрой поверхности желательно придать ей небольшую шероховатость. Это можно сделать с помощью декоративных приемов, сформировав фактурный слой на еще влажном бетоне.

Как приготовить бетон для дорожек: технология, состав

Изготовление бетона — не очень трудоемкий процесс, особенно если его доверить бетономешалке. Сначала засыпаются все сухие компоненты, после их смешивания заливаются вода и жидкие добавки. Для небольшого объема бетон можно замешать вручную.

Готовый бетон должен быть прочным и морозостойким, чтобы выдерживать механические нагрузки и множество циклов замораживания-оттаивания. В качестве вяжущего рекомендуется использовать цемент марки не ниже М400, а заполнителей — чистый песок крупностью до 3,5 мм, щебень или гравий фракций 20-80 мм. Воды потребуется около 20% от объема смеси.

Читать еще:  Отверстия в верстаке диаметр и шаг

Примерная пропорция Ц:П:Щ:В = 1:2,8:4,8:0,2, цемент к общему объему щебня с песком должен соотноситься как 1:8. Пластификаторы добавляются по инструкции изготовителя.

При соблюдении пропорций бетон будет иметь марку М200, или класс В15, что вполне достаточно. Если использовать ПЦ М500, количество цемента можно уменьшить на 25%.

Как сделать бетонные садовые дорожки своими руками

Работы по бетонированию лучше проводить в сухую теплую погоду. От жары раствор быстро пересыхает, а при температуре ниже +5°С резко замедляются гидратация цемента и набор прочности.

Разметка

В зависимости от желаемой траектории движения дорожка может быть прямой или криволинейной. Для разметки ее границ по периметру забиваются колышки и натягивается шнур.

Если изгиб должен соответствовать определенному радиусу окружности, нужно рассчитать, где будет расположен ее центр. В эту точку вбить кол, привязать к нему веревку заданной длины. Затем отметить необходимое количество точек. Окружность получится идеальной.

Подготовка котлована

Выкопать по разметке траншею нужной ширины и длины, сделать небольшой уклон для стока воды. Основание уплотнить.

Постелить геотекстиль. Насыпать слой щебня с песком, утрамбовать. На подсыпку положить гидроизоляцию.

Монтаж опалубки

Можно изготовить ее из подручных материалов — досок, остатков фанеры, полос металла. Если дорожка узкая, то для удобства выравнивания бетона закрепить их по контуру и выставить в одном уровне. Тогда края опалубки будут играть роль маяков.

Для прямых нешироких дорожек удобна переносная опалубка с ручками. На изогнутых участках можно использовать гибкую опалубку из пластика или тонкого металла, закрепив ее колышками.

Если уже стоят бордюры или поребрики, необходимости в опалубке нет, и бетон заливается между ними.

Армирование, укладка бетона и выравнивание

На гидроизоляцию укладываются армирующие сетки, обрезки труб и другие остатки металла. Согласно нормативам между поверхностью бетона и арматуры нужно соблюдать толщину защитного слоя не менее 30 мм, чтобы уберечь металл от ранней коррозии. Для этого используются негниющие подкладки, а также арматура фиксируется по краям.

Бетонирование производится небольшими захватками. Приготовленная смесь раскладывается и выравнивается по направлению к себе с помощью правила. В качестве маяков используются как верхние кромки опалубки, так и промежуточные полосы из брусков или уголков. После укладки они достаются из бетона, а щели заливаются раствором и заглаживаются.

Чтобы выгнать воздушные пузыри, нужно стараться хорошо уплотнять раствор. При использовании пластификатора их количество минимально.

Дизайн поверхности

Пока бетон не до конца схватился, можно украсить дорожку по своему вкусу:

  • прорезать неглубокие швы с помощью арматурного стержня;
  • создать шероховатую фактуру плотной пористой губкой;
  • окрасить специальными составами для бетона, которые дополнительно увеличивают водонепроницаемость поверхности.

Дизайн может проводиться еще на этапе заливки с помощью фигурных форм. Такая дорожка выглядит очень эффектно.

Бетон нужно беречь от солнца и дождя, поэтому поверхность рекомендуется накрыть пленкой. В очень жаркий день уже схватившийся слой нужно смачивать водой из лейки или шланга. Струя не должна быть слишком сильной, чтобы не смыть цементное молочко.

Ходить по дорожке можно через 3-5 дней. Возить тачку с грузом — не раньше 7 дней. Проезд более тяжелого транспорта разрешается через 3-4 недели, когда бетон наберет марочную прочность.

Бетонные дорожки пошагово из самодельной плитки

Укладка штучных изделий более трудоемкая, зато покрытие получается устойчивым к растрескиванию и не разрушается при пучении грунта. Весной плитка может местами просесть или подняться, но ее легко снять и переложить заново.

Изготовление бетонной плитки

Это не самый быстрый процесс, поскольку на каждый квадрат площади нужно подготовить энное число плиток. Потребуется разборная или съемная форма, несколько дней времени и место в затенении, где бетон будет набирать прочность. Если площадь дорожки значительная, то времени нужно еще больше. Но в результате вы сможете получить изделия любой формы и цвета по своему желанию.

Мини-опалубка для заливки плиток сваривается из листового металла толщиной 4 мм. Он прочен, не впитывает влагу, легко отстает от бетона. Высота формы — не менее 60 мм. Более тонкая плитка впоследствии может не выдержать нагрузки и расколоться.

Для придания прочности в смесь добавляется микрофибра. Это армирующее волокно, которое усиливает связи между частицами бетона, улучшая тем самым его устойчивость к изгибающим и растягивающим нагрузкам.

После заливки бетона в форму нужно выдержать 1-2 суток для набора прочности. Складируется готовая плитка под навесом без доступа солнечных лучей.

Укладка

При монтаже штучных материалов необходимо соблюдать такие же правила, что и при монолитных работах:

  • уплотнить грунтовое основание;
  • устроить подстилающий слой из щебня и песка;
  • сделать уклон в сторону от дома.

Гидроизоляция под плитку не требуется. Влага должна просачиваться в швы и уходить в грунт.

Укладка начинается с монтажа бордюров, чтобы плитка не смещалась и не сползала по краям. Поребрики устанавливаются в канавку на раствор, выравниваются по натянутому шнуру. Пазухи заполняются пескобетоном.

Плитки укладываются на идеально ровное основание в направлении от себя. По ним сразу же можно ходить. Швы засыпаются песком, покрытие трамбуется. После сметания излишков песка дорожка из самодельной плитки готова.

Заключение

Садовая дорожка из бетона — практичное и недорогое решение для дачного или приусадебного участка. А если вы освоите правильную технологию монолитных работ или укладку плитки, то служить она будет очень долго.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Читать еще:  Высота установки раковины в туалете

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector