Классы арматуры для железобетонных конструкций

Какие бывают виды арматуры, их марки и типы

Любая деталь или конструкция из монолитного бетона станет прочней и долговечней, если в нее заложен армирующий каркас. В этой статье перечислены все виды арматуры для строительства с указанием их технических особенностей и области применения. Изложенная здесь информация призвана помочь начинающему строителю в правильном выборе материала для проведения бетонных работ.

На какие классы подразделяется арматура

Арматурный прокат изготавливается и маркируется в соответствии с отраслевым государственным стандартом. Его маркируют сочетанием букв и цифр.

Он подразделяется на три основных класса:

  • А – стержневая арматура, предназначенная для формирования основного каркаса;
  • Вр – проволочная арматура, используемая для соединения между собой главных элементов;
  • К – канатная арматура, являющаяся важнейшей частью изготавливаемых в заводских условиях предварительно напряженных железобетонных деталей и конструкций. Ее редко применяют в индивидуальном строительстве.

Следующий за буквами цифровой индекс может иметь значение от 1 до 6. Чем он выше, тем прочней изделие. В настоящее время происходит постепенный уход от советской системы маркировки, поэтому нередко один и тот же материал может обозначаться двумя способами. Помочь соотнести старые и новые названия призвана таблица №1.

Таблица 1. Виды арматуры и их наименование

Вид арматуры Класс арматуры
Обозначение
Старое Новое
Стержневая горячекатаная (ГОСТ 5781-82*):
гладкая А-I А-I(А-240)
периодического профиля А-II А-II(А-300)
Ас-II Ас-II(Ас300)
A-III A-III(А-400)
А-IV А-IV(А-600)
А-V А-V(А-800)
А-VI А-VI(А-1000)
Сталь арматурная термически упрочненная для ж/б конструкций Технические условия ГОСТ 10884-94 Ат-IV Ат 400с
Ат 500с
Ат 600
Ат 600с
Ат 600к
Ат 800к
Ат 1000
Ат 1000к
Обыкновенная арматурная проволока:
гладкая В-I
переодического профиля Вр-I

Тип арматуры закладывается еще на стадии проектирования железобетонного изделия. При этом определяется способ соединения отдельных элементов в единый каркас. На практике для этого применяют электросварку или обвязку предназначенной для этого стальной проволокой.

Стержневая арматруа – класс А

Горячекатанная стержневая арматура является самой востребованной в монолитном строительстве. Ее подразделяют на классы, маркируемые А400, А600 и далее. При возведении фундаментов, испытывающих максимальные нагрузки, стержни не подвергают электросварке, а связывают между собой проволокой. В этом случае за счет некоторой подвижности удается избежать повышенных локальных напряжений.

Рассмотрим основные марки арматуры этого класса:

A I (А240) – гладкие стержни сечением от 6 до 40 мм. Они характеризуются высокой пластичностью и морозостойкостью получаемых монолитов. Их можно сваривать между собой или связывать проволокой.

A II (А300) – рифленые прутья диаметром от 10 до 80 мм. Их применяют в составе изделий из предварительно напряженного железобетона. Детали с ними в качестве каркаса редко дают трещины даже в результате длительной эксплуатации.

A III (А400) – наиболее распространенный вид арматуры для высотного и индивидуального строительства имеет вид гладких или рифленых стержней диаметром от 6 до 40 мм. Изделия с буквой «С» в маркировке пригодны под сварку.

A IV (А600) – используется для каркаса конструкций из предварительно напряженного бетона. Состоят из двух стальных сплавов. Имеют вид стержней сечением 10-32 мм.

A V (А800) – класс рифленых стержней из высокоуглеродистой стали диаметром от 6 до 36 мм, применяемых при изготовлении железобетонных изделий большой длины.

A VI (А1000) – стержни из низколегированной стали толщиной 6-32 мм, используемые при возведении напряженных монолитных сооружений.

Стержневую арматуру изготавливают в основном из углеродистой стали, являющейся общеупотребимым конструкционным материалом. Иногда в нее вводят небольшое количество легирующих добавок. Они даже при минимальной концентрации благотворно влияют на повышение эксплуатационных характеристик:

  • механической прочности;
  • пластичности;
  • коррозионной стойкости в слабощелочной среде бетонных растворов.

Армирующий каркас из легированной стали хорошо проявляет себя в районах с повышенной сейсмической опасностью и в холодном климате. Его включают в состав наиболее ответственных объектов и сооружений, работающих в условиях знакопеременных динамических нагрузок.

Для повышения прочности прутков из углеродистой стали применяют процессы термообработки (закалка и отпуск). Упроченная таким способом арматура обозначается, как:

Арматура, устойчивая к щелочному растрескиванию, — буквой:

Изделия, которые можно подвергать сварке маркируются дополнительной буквой:

Следует остановить свое внимание на наиболее популярных видах арматуры, предназначенной для сборки с применением сварки:

  • Арматура А400С производится по технологии горячего проката. Толщина изделий может достигать 40 мм. Характерной конструктивной особенностью является наличие пары продольных ребер. Такая арматура нашла применение в малоэтажном строительстве.
  • Арматура А500С – распространенный вид арматуры, усиленной термической обработкой. Ее применяют при производстве серийных железобетонных изделий, не предназначенных для эксплуатации под динамическими нагрузками.
  • Арматура А600С – коррозионно-стойкий вариант стержней, полученных из углеродистого стального сплава с небольшой добавкой ванадия и молибдена. Материал нашел широкое применение на территориях, подверженных землетрясениям.

Арматура в виде проволоки – класс Вр

При изготовлении большинства железобетонных изделий может применяться холоднотянутая проволока обычного качества. В случае с предварительно напряженной арматурой требуется высокопрочная проволока особых сортов.


Проволочная арматура.

Арматура в виде каната – класс К

Канатная арматура наилучшим образом подходит для наиболее нагруженных железобетонных конструкций. Ее заливают бетоном в предварительно напряженном состоянии. Она лучше других способна компенсировать подвижки грунта, принимая на себя основной изгибающий момент, действующий на фундамент. Для увеличения продолжительности службы канатов их пропитывают смазочными составами или помещают в защитную оболочку полимерной природы.

Основные технические характеристики классов и марок строительной арматуры представлены в таблице №2.

Таблица 2. Нормативные показатели строительной арматуры

Класс арматуры Номинальный диаметр арматуры, мм Нормальное значение сопротивления растяжению Rsn и расчетное значение сопротивления растяжению для предельных состояний второй группы Расчетные значения сопротивления арматуры для предельных состояний первой группы
МПа кгс/см 2 растяжению, Rs сжатию, Rsc
МПа кгс/см 2 МПа кгс/см 2
А240 6-40 240 2450 215 2190 215 2190
А300 10-40 300 3060 270 2750 270 2750
А400 6-40 400 4080 355 3620 355 3620
А500 6-40 500 5100 435 4440 400 4080
А600 10-40 600 6120 520 5300 400 4080
А800 10-10 800 8160 695 7090
А1000 10-40 1000 10200 830 8470
В500 3-12 500 5100 415 4230 360 3670
Вр1200 8 1200 12240 1000 10200 400 4080
Вр1300 7 1300 13260 1070 10910
Вр1400 4;5;6 1400 14280 1170 11930
Вр1500 3 1500 15300 1250 12750
К1400 (К-7) 15 1400 14280 1170 11930
К1500 (К-7) 6;9;12;14 1500 15300 1250 12750

Стержневая арматура по типу профиля

В монолитном строительстве и при изготовлении стандартных ЖБИ применяется арматура с гладкой либо рельефной поверхностью.

Гладкая арматура

Арматура с абсолютно гладкой поверхностью не способна дать максимально надежное сцепление с бетонной смесью. Ее применяют для усиления элементов, не подвергающихся экстремально высоким нагрузкам. Прутки круглого сечения монтируются в кирпичную кладку несущих стен, в песчано-цементную стяжку полов и площадок, под тротуарную плитку.


Гладкая арматура.

Рифленая арматура

Рифленая арматура имеет развитую наружную поверхность, за счет которой она прочно удерживается внутри бетонного слоя.

Различают три вида рифления:

  • кольцеобразное;
  • серповидное;
  • смешанное.

Кольцевое рифление

Такая арматура имеет хорошее сцепление с бетоном, но при эксплуатации в условиях повышенных нагрузок может наблюдаться разрыв прутка в зоне наименьшего поперечного сечения.


Кольцевое рифление арматуры.

Серповидное рифление

Стержни серповидного профиля не имеют ярко выраженных слабых зон, но обладают худшим сцеплением с бетоном.


Серповидное рифление арматуры.

Смешанное рифление

Изделия смешанного типа лишены перечисленных недостатков, но требуют более сложной технологии изготовления, поэтому дорого стоят.

Читать еще:  Отделка пластиковых окон внутри своими руками видео


Смешанное рифление арматуры.

Материал изготовления и геометрические особенности арматуры гладкого и периодического профиля по ГОСТ 5781-82 собраны в таблице №3.

Таблица 3. Требования к арматуре различных классов

Тип профиля Класс Диаметр, мм Марка стали
Гладкий профиль А1 (А240) 6-40 Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп
Периодический профиль А2 (А300) 10-40, 40-80 Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С
Периодический профиль А3 (А400) 6-40, 6-22 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс
Периодический профиль А4 (А600) 10-18 (6-8), 10-32 (36-40) 80С, 20ХГ2Ц
Периодический профиль А5 (А800) 10-32 (6-8), (36-40) 23Х2Г2Т
Периодический профиль А6 (А1000) 10-22 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р

Арматура по способу изготовления

Арматуру для строительных работ получают различными способами.

Горячекатаная арматура

Этот распространенный вид стержневого проката изготавливают из прямоугольных стальных болванок, имеющих специфическое название «блюм». Блюм нагревают до появления пластичности, после чего прогоняют по прокатному стану через серию валков, которые преобразуют заготовку в прут заранее заданного сечения. Полученная таким методом арматура характеризуется высокой прочностью и подходит для изготовления деталей, подвергающихся максимальным нагрузкам.

Холоднодеформированная арматура

Арматуру этого типа получают механическими методами без предварительного нагрева заготовки. Ее поверхность отличается чистотой и характерным металлическим блеском. Она легко поддается сварке и обладает неплохой коррозионной устойчивостью. Такую арматуру можно применять в качестве каркаса железобетонных изделий, но более уместно ее использовать при создании архитектурных форм с максимальными эстетическими требованиями.


Холоднодеформированная арматура.

Арматура в зависимости от используемого металла

По компонентному составу использованного сплава различают две основные группы арматурного прутка.

Арматура из углеродистой стали

Арматуру этой категории получают из сплава, содержащего в значимых количествах только два химических элемента: железо и углерод. При увеличении относительной доли углерода до известного предела повышается прочность и твердость материала, но появляется хрупкость на излом и ухудшаются возможности сварки.

Арматура из легированной стали

В состав легированной стали входят небольшие количества добавок хрома, марганца, титана, молибдена, вольфрама и других элементов. Возможны самые разнообразные их комбинации, по-разному влияющие на эксплуатационные характеристики получаемого сплава. Марганец повышает прочность и износостойкость материала, а кремний делает его более упругим и текучим.

Арматура по назначению

Арматурные прутья при создании армирующего каркаса занимают строго определенное место. Существуют типы арматуры, отличающиеся своим положением и назначением.

Рабочая арматура

Рабочая арматура укладывается вдоль наиболее длинных элементов конструкции. Для ленточных фундаментов, плит перекрытия и несущих балок она занимает горизонтальное положение, а в сваях и колоннах – вертикальное. В этом случае она способна принять на себя растягивающие нагрузки, увеличив тем самым прочность и долговечность всей детали. Стержни этого класса всегда имеют переменное сечение. Они составляют основу каркаса.

Распределительная

Распределительная арматура считается вспомогательной. Она отвечает за соединение основных стержней в общий каркас с пространственной структурой. В этом случае нагрузки оптимально распределяются между несколькими элементами, что снижает риск повреждения любого из них. Такие стержни могут занимать горизонтальное и вертикальное положение. Оптимальная форма для них – рифленая, хотя в наименее ответственных деталях допускается применять гладкие прутки или куски труб.

Монтажная

Задача монтажной арматуры – обеспечить неизменность формы армирующего каркаса во время его транспортировки, помещения в опалубку и заливки раствором. Для этих целей применяют стержни с любой структурой поверхности.

1. Рабочая.

2. Распределительная.

3. Монтажная.

Композитная арматура

Композитная арматура – современная альтернатива стальным аналогам, издавна применявшимся в монолитном строительстве. Ее разработки начались еще в 60-х годах прошлого столетия. В Росси ее выпускают в соответствии с требованиями ГОСТ 31938-2012. В других странах за основу взят международный стандарт ISO 10406-1:2008.

Классификация композитной арматуры

Исходным материалом при производстве композитной арматуры служит, углерод, стекло, волокна на основе природных минералов. Из них формируется прочный стержень, которому различными способами придается ребристая форма. Прочность и твердость детали приобретают в результате высокотемпературной обработки.

По материальному исполнению неметаллическая арматура делится на несколько категорий:

1. Стеклокомпозитная арматура (АСК) – продукт сочетания стекловолокна (стеклоровинга) со специальными смолами. Волокна получают вытягиванием алюмоборсиликатной расплавленной смеси до толщины порядка 10-20 микрон. Из них формируют стержни большего диаметра с использованием адгезионных пропиток и смол.


Арматура АСК.

2. Базальтокомпозитная арматура (АБК) получается из расплавленного горного минерала – базальта. Его доводят до расплавленного состояния, вытягивая до состояния тончайших волокон. Их сплетают в присутствии органических смол в достаточно толстые прутья, способные при наборе твердости выдерживать экстремальные нагрузки.


Арматура АБК.

3. Арматура комбинированная композитная (АКК) состоит из стеловолокнистых стержней, покрытых снаружи базальтопластиковой намоткой. Она несколько уступает по своим прочностным характеристикам базальтовым пруткам, хотя нередко выдается за них недобросовестными поставщиками.


Арматура АКК.

4. Углекомпозитная арматура (АУК) изготавливается из углеродных нитей толщиной 3-15 микрон, уложенных параллельно друг другу. Такой материал обладает очень высокой прочностью на разрыв, но дороже других композитных аналогов.

5. Арамидокомпозитные стержни (ААК) представляют собой прочные и химически стойкие детали, полученные на основе полиамидных молекулярных цепочек. Водородные связи, возникающие между ними в процессе формовки, придают изделиям особую надежность и долговечность.

Размеры композитной арматуры

Композитная арматура даже при небольшой толщине способна брать на себя огромные нагрузки. Наиболее востребованные диаметры таких стержней представлены в таблице №4.

Таблица 4. Номинальные диаметры композитной арматуры

Номинальный диаметр по ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой)
, мм
4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 25 28 32

Стандарт допускает выпуск композитной арматуры с другими размерами. Стержни обычно поступают с завода-изготовителя в строго определенной нарезке. Их длина лежит в интервале от 0,5 до 12,0 метров. Предельные отклонения длины единичных экземпляров не могут превышать значений, указанных в таблице №5.

Таблица 5. Требования к точности изготовления композитных стержней

Длина стержней Предельные отклонения по длине, мм
до 6 метров включительно +/- 25
свыше 6 до 12 метров +/- 35
более 12 метров +/- 50

Некоторые виды композитной арматуры поступают в виде бухт или намотанными на жесткие барабаны.


Бухта композитной арматуры.

Тип профиля

Композитную арматуру нельзя делать абсолютно гладкой. Для лучшего контакта с бетонной смесью ей придают рельефный профиль.

Он может быть:

1. Условно гладкий. Основной стеклопластиковый стержень постоянного сечения покрывают прочно связанной с основанием посыпкой из мелкозернистого кварцевого песка.


Стеклопластиковая арматура с посыпкой из песка.

2. Периодический. На центральный прут плотно наматывают жгут из стекловолокна, который придает поверхности регулярную винтообразную структуру.


Композитная арматура с периодическим рифлением.

Классификация и маркировка арматуры по ГОСТу

В разных видах железобетонных изделий применяются различные виды стальных арматурных прутков. Их состав может меняться в зависимости от задач, под которые отливаются ж/б изделия, и для облегчения работы как проектировщиков, так и непосредственных исполнителей, создана классификация арматуры.

  1. Что означает класс арматуры?
  2. Маркировка цветом
  3. Дополнительные обозначения

Что означает класс арматуры?

Исходя из того, что сама суть железобетона – сочетание арматурного каркаса внутри с бетонной заливкой, изделия разной формы и с разной ложащейся на них нагрузкой должны в качестве армирования использовать и разные по сечению и составу арматурные прутки. Классификация арматуры – путь для унификации и упрощения процессов изготовления железобетона.

Для облегчения ориентирования в видах арматуры существуют таблицы классов, благодаря которым и осуществляется подбор нужного по сечению и состава металла прутка.

Основные параметры, указываемые в таблицах:

  • Вес (масса)
  • Предел применяемого диаметра
  • Нагрузка и сопротивление, которое может выдержать пруток
  • Принципиальная возможность встраивания в напряжённые детали конструкции
  • Относительное удлинение
Читать еще:  Стропила расстояние между ними для крыши
Класс Диаметр прутка, мм Временное сопротивление на разрыв, МПа Относительное удлинение, % Марка стали
АI (А240) 6-40 373 25 Ст3кп, Ст3кс, Ст3сп
АII (А300) 10-40,
40-80
490 19 Ст5сп,Ст5пс,
18Г2с
АII (Ас300) 10-32,
(36-40)
441 25 10ГТ
АIII (А400) 6-22,
6-40
590 14 35Гс, 25Г2с,
32Г2Рпс
АIV (А600) (6-8),10-18, 10-32,
(36-40)
883 6 80С,
20ХГ2Ц
АV (А800) (6-8),
10-32,
36-40
1030 7 23ХГ2Ц

Обратите внимание на первую (левую) колонку. В ней приведены старые и новые обозначения. Первое означает ещё советский ГОСТ 5781-75 (который, тем не менее, можно сплошь и рядом встретить в справочниках). Чтобы не быть дезориентированным, нужно знать соответствие старых ГОСТов и обновленных. В скобках указаны числовые и буквенные значения по действующему ГОСТ 34028-2016.

Рассмотрим представленные маркированные образцы более подробно:

  • А 240 – гладкопрофильная арматура класса А1, не имеющая по внешнему краю рифлёных зацепов в виде «спирали» или «ёлочки» с продольной гранью. Такой гладкий профиль идёт для изготовления ненапряжённых арматурных сеток в изделия из ж/бетона, не предназначенных для несущих конструкций, либо в качестве хомутов. Сцепление с бетоном у них слабое, прочность низкая.

В основном такую арматуру используют при армировании штукатурки в стенах, когда штукатурный раствор набрасывают кельмой и потом выравнивают предназначенными для этого инструментами, и в при заливке стяжек пола. Кроме того, гладкая арматура может применяться как толстая проволока для связки крупногабаритных металлоконструкций – ибо только такие прутки в роли скрепляемой проволоки могут надёжно зафиксировать каркасы, сделанные из профиля диаметром 40 и более мм.

  • А300 и Ас300 арматура 2-го класса. Имеет рифлёный профиль, с диаметром прутка, начинающимся с 10 и заканчивающимся 80 мм. Сцепляемость с бетоном выше. Применение – при возведении малоэтажных домов (с количеством этажей не выше 3-х).
  • А400, или AIII – арматура 3-го класса. Самый популярный профиль, который может использоваться в капитальном (в т. ч. и многоэтажном) строительстве и для решения почти всех строительных задач. Имеет уникальное сочетание сопротивления напряжениям и прочности, на поверхности всегда есть рифление. Долговечна, прочна, а по стоимости лишь ненамного превышает стоимость марки а1и а2(А 240 , А 300 и Ас 300). А3 — это горячекатанный профиль с периодической поверхностью.
  • А600 Рифлёная арматура 4 класса. Имеет несколько большие характеристики по прочности и сопротивлению напряжениям, чем у А 400, и в составе металла есть легирующие добавки, повышающие долговечность арматурных конструкций внутри железобетона, или другой показатель содержания углерода. Такие стержни в арматурную сетку скрепляются сваркой. А600 в основном идёт в опорные блоки или плиты фундаментов, как более прочная и долговечная.

Арматуры V и VI классов в гражданском строительстве практически не применяются, и идут в основном для строительства больших гидротехнический сооружений, ВВП аэродромов, принимающих крупнотоннажные воздушные судна, дамбы для больших водохранилищ и других стратегических объектов.

Основные типы профилей (кроме класса А 240, гладкого и не нуждающегося в представлении): а) кольцевой; б) серповидный двухсторонний; в) серповидный четырехсторонний

Маркировка цветом

Условные обозначения арматуры могут выделяться также цветом торцов – его наносят на заводе-изготовителе при отгрузке партий потребителям. Для подобных обозначений также есть таблица классификации, в которой маркировка арматуры может быть представлена графой «цвет торца» есть и соответствующая ей и марке стали графа «число поперечных рёбер между маркировочными знаками»:

Класс стержней Цветная (окрашенная) маркировка концов стержней Число поперечных рёбер между знаками маркировки
А III 3
Ат III Белый 3
А 500с Белый и синий 1
А-IV Красный 4
Ат-IV Жёлтый 4
Ат-IVc Жёлтый и белый 4
Ат-IVк Жёлтый и красный 4
А-V Красный и зелёный 5
Ат-V Зелёный 5
Ат-Vк Зелёный и красный 5
А-VI Красный и синий 6
Ат-VI Синий 6
Ат-VIк Синий и красный 6
Ат-VII Чёрный 7

Как дополнительная графа в таблицах может проставляться и такой параметр, как «испытание на изгиб в холодном состоянии.

Дополнительные обозначения

В арматурной стали могут находиться легирующие или иные добавки, которые добавляют металлу прочность, способность к сварке и другие физические свойства.

  • Г – марганец
  • Х – хром
  • Д – медь
  • А – азот
  • С – кремний
  • Н – никель
  • Ф – ванадий
  • П – фосфор

Эти обозначения не проставляются, если содержание компонента меньше 0, 3%. Если цифры стоят после букв – это означает, что содержание соответствующего компонента в металле более 1%. На примере арматуры 25Г2С можно узнать, что она содержит марганец в виде легирующей добавки и для её монтажа рекомендуется применять сварку. Изделия из такой арматурной стали имеют 3-й класс прочности, в каркасные конструкции соединяются сваркой.

Маркировка строительной арматуры производится буквами кириллического алфавита и цифрами. Добавление к численному индексу буквы С означает, что конструкция из таких прутков монтируется при помощи сварки. Как, например, прокат класса А500С по ГОСТ Р 52544-2006. И по маркировке арматуры А500С уже видно, какой класс – А I или А III она обозначает. Добавление же к числовой маркировке после класса буквы К означает, что сталь стойкая к коррозии. Повышение такой стойкости обычно обеспечивается добавлением в состав стали цинка, или она оцинковывается снаружи во время прокатки прутка. Ведь при том, что хотя арматура в массиве железобетона защищена от внешних атмосферных воздействий, в целом железобетон проницаем для влаги, с её медленной инфильтрацией через микропоры материала. Цинк же обеспечивает большую долговечность арматурного каркаса внутри изделий.

Числа 240, 300, 400 и т. д. после буквенного символа означают предел текучести материала арматуры в ньютонах на 1 мм 2 – что равно уровню прочности.

Наличие буквы Т в металлопрокате означает его закалку. Пример: Ат400Кс – «термически упрочнённая, с классом прочности 400 (A III), скрепляемая сваркой и стойкая к коррозии». Кроме того, проектировщик, увидев такую букву в маркировке, уже представляет себе как метод изготовления такой арматуры (быстрый нагрев до 1000⁰С и затем столь же быстрое охлаждение до 500 градусов, после чего металл остывает до нормальных значений температуры естественным путём), так и её возможности в плане прочности при тех или иных экстремальных ситуациях. А если в буквенно-цифровом ряде наличествует буква В, это говорит о том, что он упрочнялся методом вытягивания, при котором снимались излишние напряжения на разрыв.

В таблицах можно увидеть такой показатель, как диаметр прутков. От него зависит вес одного погонного метра арматуры.

Самые массовые размеры диаметра в гражданском строительстве – от 6 до 40 мм. Всё что выше, применяется в основном при возведении специальных объектов, и доля такой арматуры в общем ассортименте относительно невелика. И выпускают её по предварительному заказу.

Таким образом, при виде маркировки строительной арматуры можно сразу узнать такие её параметры, как линейные размеры (в первую очередь диаметр); особые физические свойства стали, из которой она получена; метод изготовления – получена при помощи холодной или горячей прокатки; класс материала прутка.

А проектируя строительный объект или уже строя его, зная все тонкости классификации, можно уже получить представление о нагрузках, которые должен и может вынести каждый конкретный строительный элемент.

  • Высота поперечного выступа – высота продольного, вдоль всего прутка, гребня, который является самой высокой точкой на рифлении.
  • Шаг поперечного выступа – характеризует расстояние, на котором расположения два соседних рифления.
  • Угол наклона поперечного выступа – угол между продольной осью и поперечным выступом.

Доставка арматуры потребителю может производиться в бухтах (при небольшом диаметре) или в виде связки прямолинейных прутков.

Какие классы и марки арматуры бывают, их классификация и маркировка

Без арматуры сегодня не обходится ни один крупный строительный объект, на котором используется бетон. Ведь последний, несмотря на высокую прочность, легко повреждается при работе на изгиб и растяжение. Благодаря металлическим прутам этот недостаток устраняется, и набравший достаточную прочность материал способен выдерживать значительные нагрузки всех типов без вреда для себя. Но для каждого строительного объекта подходящим выбором станут разные материалы и, соответственно, разный класс арматуры. В одном случае стоит отдать предпочтение тонкой арматуре одной марки стали, способной без вреда для себя годами работать в агрессивной окружающей среде. А в другом понадобится толстая арматура из другой марки стали. Расскажем об этом.

Зачем используются классы арматуры?

Сегодня изготавливаются металлические пруты, различающиеся между собой по ряду факторов. Чтобы отобразить характеристики материала, являющиеся важнейшими при выборе для конкретного строительного объекта, была разработана специальная классификация арматуры. Опытному строителю или проектировщику достаточно взглянуть на марку материала, чтобы точно узнать всю необходимую информацию:

  • метод изготовления;
  • класс;
  • диаметр;
  • особые свойства.

Точно также, выполняя работы по проектированию или строительству, профессионал может легко представить все нагрузки, какие должен будет выдерживать материал и точно назвать класса арматуры, которые понадобятся для конкретного объекта. Начнем расшифровку с самого начала.

Как изготавливается арматура?

В первую очередь в маркировке арматуры упоминается метод изготовления. Например, в марке А240 литера “А” обозначает, что материал является горячекатаным или же холоднокатаным.

Ещё одна литера – “Ат”. Она обозначает, что вы имеете дело с термоупрочненной арматурой. Её стоимость выше, так как в производстве она сложнее. Сначала прут разогревается до температуры в 1000 градусов по Цельсию, после чего за считанные секунды охлаждается до +500 градусов. Благодаря этому прут обладает куда большей прочностью. Поэтому он находит применение в разных сферах, начиная от строительства, когда на железобетон приходится большая нагрузка, и заканчивая машиностроением и изготовлением мебели.

Также в некоторых случаях встречается литера “В”. Она указывает, что арматура является холоднодеформированной. Кроме того, существует литера “К” – канаты. Это уже другая специализация, но чтобы иметь возможность легко и быстро расшифровать класс, эту литеру также будет полезно запомнить.

Основные виды арматуры

Следующим упоминается сам класс арматурной стали. Всего существует шесть классов:

  • А240;
  • А300;
  • А400;
  • А600;
  • А800;
  • А1000.

Кроме того, в некоторых случаях встречается иное обозначение – А1, А2 … А6. Но это обозначение считается устаревшим – оно применялось в Совестком Союзе и именно его использовал действующий на тот момент ГОСТ. Сегодня большинство производителей и покупателей использует иную классификацию сортамента арматуры.

А240 – единственная марка, которая выпускается с гладким сечением. Её диаметр может колебаться от 6 до 40 миллиметров. Простота изготовления снижает стоимость материала, но его нельзя использовать в качестве основного рабочего – только в качестве вспомогательного, например, при изготовлении каркаса. Гладкая поверхность ухудшает сцепление с бетоном, в результате ухудшая свойства железобетона. Временно может сопротивляться растяжению до 380 мегапаскалей.

Все остальные классы имеют периодическое сечение, то есть, на поверхности находятся ребра, улучшающие качество сцепления с бетоном. Для большей наглядности сведем все их характеристики воедино – таблица позволит легко подобрать подходящий материал, а также понять значение маркировки:

Класс Диаметр, мм Временное сопротивление растяжению, МПа Предел текучести, не менее, МПа
А-2 10—80 500 300
А-3 6—40 600 400
A-4 10—22 900 600
A-5 10—22 1050 800
Aт-4 10—40 900 600
Aт-5 10—40 1000 800
Aт-6 10—22 1200 1000
Aт-7 10—32 1400 1200

Как видите, диаметр может различаться, что позволяет подобрать подходящий материал для каждого конкретного строительного объекта.

Как определить диаметр?

Важнейшим параметром является именно диаметр. От него зависит, какую нагрузку он сможет выдержать, предел тягучести и ряд других. Поэтому при обозначении марки арматуры обязательно указывается её диаметр. Целиком классификация выглядит следующим образом: А200 D30. Именно последнее число, идущее после буквы D или символа Ø показывает толщину прута.

Некоторые дотошные покупатели, выбирая подходящий материал, сверяют его реальную толщину с указанной в паспорте, используя штангенциркуль. Им нередко приходится удивляться серьёзному несоответствию – различие может составлять несколько миллиметров. Однако, стоит учитывать, что при периодическом сечении (то есть, наличии рёбер на пруте) замерить номинальный диаметр невозможно. В узких местах он будет меньше указанного значения, а на ребрах – больше. Поэтому специалисты используют усредненное значение. Его характеристики и указывают в таблицах.

Особые свойства

Также арматуру различают по назначению. В сравнительно редких случаях металлический прут должен иметь ряд свойств, делающих его подходящим для применения. Этого добиваются разными способами – путем добавления специальных примесей в сплав или же особой обработкой. В любом случае, арматура приобретает уникальные характеристики. На наличие особых свойств указывает литера, стоящая в конце кодировки. Обычно встречаются следующие обозначения:

  • С – свариваемая. Обычно при сборке из арматуры каркаса использование сварки крайне нежелательно – перегрев снижает прочность, а кроме того, снижает устойчивость перед коррозией. Но существует специальный металл, в состав которого входят добавки, повышающим его возможность противостоять негативным последствиям;
  • К – устойчивая перед коррозией. Благодаря специальным добавкам (хром, вольфрам и прочие), арматура способна на протяжении многих лет работать не только в условиях повышенной влажности, но и при контакте с агрессивной средой – щелочной, кислой, обладающей повышенным содержанием кислорода;
  • СК – арматура, обладающая обоими вышеперечисленными свойствами. Имеет высокую стоимость, поэтому используется сравнительно редко, только когда обычная не справляется со сложными условиями эксплуатации.

Конечно, на эту продукцию существует специальный ГОСТ, предъявляющий к ней особые требования.

Какая арматура самая популярная?

Опытные специалисты согласятся, что у арматуры А3(А400) есть ряд качеств, делающих её наиболее популярной.

Начать с того, что арматура класса А3 всегда выпускается с рифленой поверхностью, что позволяет использовать её как главный несущий прут в каркасе.

Разные технологии производства позволяют изготовить любые разновидности материала: горячекатаную, холоднокатаную и термически упроченную. Поэтому подобрать именно тот вариант марки стали, которая нужна для выполнения конкретной работы, максимально легко.

Немаловажно, что диапазон диаметров очень велик – выпускаются металлические пруты толщиной от 6 до 40 миллиметров. Так что, использовать их можно как при армировании небольших изделий (ленточный фундамент для гаража или бани), так и при работе с огромными объемами бетона (мосты, тоннели, многоэтажные монолитные здания).

Кроме того, к важным достоинствам материала можно отнести её устойчивость перед высокой влажностью и значительным нагрузкам. Он отличается долговечностью и прочностью.

Возможность загибать пруты под углом до 90 градусов без нагрева упрощает процесс сборки угловых каркасов. Это крайне важно – угловые соединения часто доставляют строителям серьезные проблемы. Загнутая под нужным углом арматура гарантирует надежность и долговечность каркаса даже при серьезных нагрузках.

В настоящее время, при гражданском и промышленном строительстве монолитных сооружений, все больше предпочтения отдают арматуре класса А500С, благодаря её высокой прочности, свойству сваривания и способности выдерживать любые типы нагрузок.

Теперь вы можете легко ориентироваться в разработанной для арматуры классификации, знаете об основных свойствах этого ценного строительного материала, а значит, без особых проблем подберете именно ту продукцию, которая станет лучшим вариантом для конкретного объекта. Не придется переплачивать при покупке материала или жертвовать надежностью возводимой конструкции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector