Как вязать проволокой арматуру для фундамента

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Читать еще:  Точечная аргонная сварка

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Как известно, строительный бетон хорошо выдерживает нагрузки на сжатие. При этом его разрывают растягивающие усилия, не превышающие даже десятой доли максимальных сжимающих сил.

Именно поэтому для повышения прочности бетона к растягивающим и изгибающим воздействиям применяют стальные сетки и армокаркасы — связанные двойные сетки, отстоящие друг от друга не менее, чем на 150 мм.

Возможно Вам нужно:

Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (1300 вязок)

Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (130 вязок)

Крюк вязальный

Армирующие элементы собирают из рифлёной стальной арматуры. Чаще всего для этого используют арматуру классов А II и AIII. Соединение её элементов в пространственный арматурный каркас производят двумя способами — электрической сваркой или вязальной проволокой.

Несмотря на то, что сварка позволяет сварить каркас быстрее, чем это можно сделать вязкой, чаще применяют второй метод. Причин этому много:

  1. Электросварка нарушает кристаллическую решётку металла, в этих местах он менее прочен, и возникающие напряжения при становлении бетона разрывают часть сварных соединений. Итог — железобетон ослабляется.
  2. Сварная конструкция является более жёсткой в сравнении с вязаной, подвижки арматуры при виброуплотнении и застывании бетона (приспосабливаемость под изменяющиеся нагрузки) здесь невозможны. Поэтому часть порывов происходит и по причине жёсткости армокаркаса.
  3. Трудоёмкость сварки меньше, но более высокая оплата труда квалифицированного сварщика, аренда сварочной техники и значительный расход электроэнергии делают затраты на сварку более высокими по сравнению с вязкой.
  4. Для сварки арматуры можно использовать только специальную, имеющую в маркировке букву «С». Поиск её добавляет забот организаторам строительства.
  5. При наличии в бетонной конструкции влаги корродируют в первую очередь места сварки. Образующаяся ржавчина своим объёмом разрывает бетон, ещё больше обнажая арматуру для усиления коррозии. Примером могут быть старые бетонные столбы, полностью разрушенные ржавчиной сварных каркасов внутри них.
  6. Сваркой можно соединять арматуру толщиной не более 20 мм.

Чем вяжут арматуру?

Описанные недостатки электросварного армокаркаса не позволяют применять эту технологию в ответственных сооружениях. Основной технологией изготовления армирующего каркаса в таких объектах является вязка арматуры. Её осуществляют специально изготавливаемой проволокой из низкоуглеродных сталей Ст0, Ст1, Ст2, Ст3. Содержание углерода в ней — не более 0,25 %.

Основные требования, предъявляемыми к вязальной проволоке, — прочность и пластичность. Первая обеспечивается составом стали, применяемой для её изготовления. Параметром является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанной проволоки (для вязки применяется только такая) его величина должна составлять 30-50 кгс/мм².

Пластичность вязальной проволоке придаёт термообработка. Она состоит в нагреве материала до 400-500 ºС (разные технологии), выдержки и охлаждения на воздухе. При этом происходят процессы гомогенизации, рекристаллизации, отдыха металла. Результат:

  • снижение твёрдости;
  • снятие внутренних напряжений;
  • улучшение структуры и однородности;
  • существенное повышение пластичности.

Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать, натягивать. Она становится мягкой, хорошо и без образования петельных пустот обхватывает стягиваемые детали.

Вязальная проволока выпускается как без покрытия, так и с цинковым покрытием. Если она отжигается в шахтной печи в воздушной атмосфере, то получается чёрной, поскольку покрыта образовавшимися окислами. Отжиг в колпаковой печи в атмосферах азота, аргона и других инертных газов даёт светлый цвет.

Проволока с покрытием цинком используется в бетонах с высокой вероятностью проникновения влаги в структуру, например, в фундаментах.

Какая вязальная проволока нужна для арматуры?

Вязальная проволока выпускается по ГОСТ 3282-74. Диаметры вязальной проволоки без покрытия — от 0,16 до 10,0 мм. Диапазон толщин проволоки с покрытием меньше — от 0,2 до 6,0 мм. Для вязки наиболее часто применяемой арматуры используется ещё меньше типоразмеров проволоки:

  • для арматуры толщиной до 12 мм — проволока диаметром 1,2 мм;
  • при толщине арматуры 12-16 мм — 1,3-1,4 мм;
  • арматуру 16-18 мм вяжут проволокой 1,6 мм;
  • арматуру толще 18 мм — проволокой 2,0 мм.

Эти толщины носят рекомендательный характер, они могут быть изменены. Диаметр проволоки выбирают так, чтобы она не рвалась при использовании выбранного метода скручивания и была удобна в работе.

Как выбрать вязальную проволоку?

Проволока вязальная любого типоразмера обладает конструктивными и физическими параметрами. Правильно выбрать по ним нужный вариант — задача технического руководителя работ. Материал должен быть прочным настолько, чтобы обеспечивать надёжное крепление выбранным способом вязки и не рваться.

Сначала стоит определиться с толщиной проволоки по диаметрам используемой для каркаса арматуры, а затем с её количеством, необходимым для выполнения всей работы. В зависимости от того, что является более важным (коррозионная стойкость, чистота рук или цена), выбирают проволоку оцинкованную, светлую или чёрную.

Читать еще:  Как затирку между плиткой сделать

Выбирать проволоку по маркировке нужно следующим образом. В обозначении «Проволока 1,2–О–Ч ГОСТ 3282—74» буква О — обработанная термически (как раз для вязки), буква Ч — чёрная, 1,2 — диаметр в мм. Проволока светлая, обработанная термически, повышенной прочности будет маркироваться так: «Проволока 1,4–П–О–С ГОСТ 3282—74». Цинковое покрытие обозначается в маркировке дополнительной буквой «Ц».

Как рассчитать вязальную проволоку?

Проволока вязальная продаётся на вес. Как рассчитать, сколько её купить в килограммах? Для этого нужно использовать таблицу соответствия веса длине. В одном кг указанного ниже диаметра в мм содержится проволоки в метрах:

  • 1,0 — 162;
  • 1,2 — 113;
  • 1,4 — 83;
  • 1,6 — 65;
  • 1,8 — 50;
  • 2,0 — 41.

Теперь рассчитать расход проволоки можно по плану изготовления армокаркаса, в котором указано число вязок. Его нужно умножить на длину материала в одной нарезке на соединение, которую определяем опытным путём. По общей длине определяем массу проволоки и её цену.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Методик, способов и ответов на вопрос, как вязать арматуру вязальной проволокой, довольно много. Применяются и автоматические устройства, и электроинструменты, и механизированная оснастка, и ручной инструмент, и домашние самоделки.

Одним из наиболее распространённых способов соединения арматуры является вязка крючком. Выполняется он недорогим инструментом — вязальным крючком, который можно сделать и самому, но лучше пользоваться промышленным.

Инструмент состоит из полиамидной цилиндрической ручки, через ось которой пропущено тело самого стального крюка, он свободно вращается в ручке. Конец крючка отогнут по отношению к оси ручки примерно на 80 º, а сама ось вращения зева смещена от оси ручки на 4-10 см (конструкции разнятся). Научиться пользоваться инструментом правильно можно за несколько проведенных вязок, навыки приобретаются уже к концу первого рабочего дня.

  1. Для выполнения вязки проволочную заготовку длиной от 25 до 50 см.
  2. Её складывают вдвое, петлевой конец продевают под соединяемыми стержнями, выводят наверх и надевают на крючок.
  3. Другой двойной конец укладывают в зев крючка.
  4. Затем ручкой производят несколько круговых движений, при этом петлевой и концевой выводы скручиваются и стягивают оба стержня.

Чтобы не разорвать соединение, нужно вовремя остановиться. Критерий один — соединение должно быть плотным без разрыва проволоки. Конусная заточка крюка нужна для облегчения демонтажа инструмента из уже затянутой петли.

Получил распространение и автоматический метод вязки крючком. Он состоит из стержня с винтовой насечкой, на одном конце которого находится крючок. Стержень двигается внутри винтовой пластиковой обоймы с вращением. Если крючком зацепить, как описано выше, проволоку и потянуть на себя обойму, то стержень с крючком будут вращаться, выполняя вязку. Обойма реверсивная — если её отпустить, то она возвращается в исходное положение. Автоматическим крючком вязать арматуру можно быстрее, чем вязальным крючком, но стоит он дороже.

Помощь шуруповерта или клещей

Вязальный крючок без ручки можно использовать с шуруповёртом. Ось крючка зажимают в губках головки, зацепляют проволоку и медленным разгоном вращают его. Чтобы вязка не рвалась, нужно отрегулировать уровень отсечки вращения, которым снабжён шуруповёрт.

Большое распространение в сфере строителей-арматурщиков получил метод вязки арматуры с помощью клещей. Некоторые добиваются поразительных успехов, опережая по темпам работ опытных «крючковиков».

Соединение клещами претендует на самый экономный расход проволоки. Заготовки здесь обычно не делают — не тратят на это время. Проволоку берут прямо из небольшой бухты. Технология похожа на «крючковую»: на конце проволоки загибают петлю, заводят её под арматурное соединение, оба конца зажимают губками клещей, вращают их на 2-3 оборота и откусывают проволоку. Клещи заточены так, что ими можно и надёжно удерживать проволоку при её вращении, и обрезать конец по завершении операции.

Пользуются спросом и так называемые «суперклещи». Это тоже клещи, имеющие на одной ручке винтовую насечку и обойму, передвигающуюся по ней. Вращать их вручную не требуется. Достаточно потянуть обойму на себя, чтобы суперклещи начали вращаться вокруг ручки с обоймой, как в автоматическом крючке. После окончания затяжки проволоку отрезают как обычными клещами.

Существуют и другие инструменты и технологии вязки арматуры вязальной проволокой. Так, на больших строительных площадках применяют вязальный пистолет. Он не требует никакой квалификации работника, при поднесении его жала к месту соединения аппарат за 1-2 секунды выполняет вязку. Недостатками этого устройства является высокая цена (примерно 30 тысяч рублей) и не вполне устраивающая специалистов сила сжатия соединяемых стержней. Эта причина заставляет организаторов стройки использовать аппарат только для обеспечения начальной устойчивости каркаса, а последующие соединения выполнять вязкой крючками или клещами.

При малых объёмах работ вязку производят вообще подручным инструментом. В качестве такого используют в лучшем случае переточенную и загнутую отвертку, в худшем — самодельный крючок, изготовленный из гвоздя или стержня сварочного электрода с отбитой обмазкой.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

  1. Процесс вязки является менее затратным, чем сварка арматуры.
  2. Не требует квалифицированного сварщика, аппаратуры, значительного расхода электроэнергии, особенно, когда на участке её ещё нет.
  3. На подготовку опытного вязальщика арматуры требуется всего один день.
  4. Технология вязки оставляет каркасу некоторую свободу подвижек при заливке бетона и обработке его вибраторами. При этом арматурные стержни занимают такие положения, при которых значительные механические напряжения, грозящие порывами, отсутствуют.
  1. Некачественная обвязка, за выполнением которой не проследил технический руководитель работ, может дать слишком большую свободу стержням. При этом геометрические параметры каркаса могут при заливке искажаться вплоть до выхода арматуры на поверхность, что недопустимо.
Читать еще:  Как правильно расключить двухклавишный выключатель

Заключение

Вязка арматуры проволокой — ответственная работа. От её качества зависит надёжность дорогостоящих бетонных сооружений. При подготовке нужно внимательно изучать тему, приобретать вязальную проволоку только у проверенных поставщиков, тщательно контролировать выполнение всех операций.

Технология вязки и укладки арматуры в фундамент. Вязка арматуры крючком, машинкой, шуруповертом

Фундамент здания подвергается высоким нагрузкам. В большинстве случаев прочность материала – бетона, кирпича, недостаточная, чтобы компенсировать подвижки почвы или пучение. Чтобы усилить основание, выполняется укладка арматуры в ленточный фундамент, монолитный и даже свайный.

  1. Правила и схемы вязки арматуры
  2. Ленточный фундамент
  3. Плитный фундамент
  4. Ростверк
  5. Столбы и сваи
  6. Этапы укладки арматуры
  7. Способы вязки арматуры
  8. Преимущества и недостатки соединения сваркой
  9. Плюсы и минусы соединения методом вязки
  10. Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
  11. Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
  12. Как правильно вязать арматуру крючком?
  13. Специальный пистолет для вязки
  14. Использование шуруповерта с крючком

Правила и схемы вязки арматуры

Укладка арматуры и крепление зависят от конструкции фундамента. Для разных оснований схемы используются разные.

Ленточный фундамент

Выполняя расчет армирования для него и разработку схемы соединения, необходимо учитывать:

  • каркас ставят на бетон на вертикальные стержни;
  • прямые прутки укладывают с нахлестом в 20–25 см;
  • соединения с нахлестом должны быть разнесены в разбежку;
  • сечение проволоки выбирают по глубине фундамента – не менее 0,1%;
  • каркас не соприкасается с опалубкой.

Каркас считается конструкционным элементом для фундамента, поэтому испытания под нагрузкой не проходит. Его задача: предупредить смещение при растяжении или нагрузке на изгиб, а не увеличить несущую способность.

Вязаная арматура в ленточном фундаменте

Плитный фундамент

Каркас для фундамента монолитного представляет собой 2 сетки – верхний и нижний пояс, связанные из арматурных стержней.

Арматурный каркас из 2-х сеток

Можно использовать готовые сетки с ячейками нужного размера.

Особенности следующие:

  • верхний и нижний пояс связывают между собой П-образными стальными хомутами. Связки в торцах исключаются;
  • если плитный фундамент имеет толщину не более 15 см, допускается установка только 1 сетки;
  • устанавливают каркас обязательно на подбетонок. Следят за тем, чтобы арматура не соприкасалась с опалубкой;
  • сторона ячейки не более 40 см.

Ставят сетку на любые конструкции с лапками опирания – пауки, лягушки, столики. Если нет готовых, такие детали делают своими руками.

Важно знать, что сгибать арматуру путем нагревания газосваркой запрещается. Используют только механические приспособления.

Ростверк

Ростверк – монолитная лента, соединяющая бетонные сваи фундамента. По конструкции она напоминает ленточный фундамент, что часто приводит к ошибкам.

При армировании ростверка нужно учесть:

  • ростверк не поддается сборным нагрузкам, так как отделен от земли. На него действует только изгибающий момент на участках, где стойка защемляется в балки;
  • стандартный каркас для ростверка нужно укрепить. Возле колонн дополнительно армируют верхний пояс, а нижний – на всем протяжении;
  • использовать для армировки можно только стальные стержни.

Способы крепления применяют разные: каркас сваривают, связывают проволокой.

Столбы и сваи

Бетонный свайный фундамент также нуждается в армировании. Каркас столбов связывают с конструкцией в ростверке, как с нижним, так и с верхним поясом.

Особенности сооружения, следующие:

  • каркас выполняется как круглого, так и квадратного сечения;
  • в каждом столбу укладывают не менее 4 прутков;
  • при щитовой опалубке допускается брать только прямоугольные хомуты;
  • бутобетонные столбы армируются только в верхней части.

Для соединения чаще используют скрутку и связку проволокой.

Этапы укладки арматуры

Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.

Выполняется усиление в определенной последовательности:

  1. В первую очередь, выбирают схему укладки. Арматурные стержни и сетка в итоге должны оказаться в глубине бетона и не контактировать с грунтовыми водами. Разместить их следует максимально равномерно, чтобы каркас распределял дополнительную нагрузку на весь фундамент.
  2. Конструкцию собирают отдельно. Каркас представляет собой ряд прямоугольных рамок. Размеры их таковы, что после установки контур оказывается на расстоянии 10 см от дна, верха и боковых сторон опалубки. Количество рамок зависит от длины периметра. Дистанция между контурами оставляет 50 см, может быть и меньше.
  3. К уголкам рамки приваривают продольные стержни, соединяющие контур в одно целое. Диаметр прутка зависит от величины предполагаемой нагрузки. Фиксировать стержни можно не только сваркой, но и вязальной проволокой.
  4. Армирование углов выполняют с помощью Г-образного железного хомута или нахлеста и лапки. Нахлест составляет не менее 60–70 см.
  5. Перед заливкой фундамента каркас опускают в опалубку и фиксируют: ставят на подпорки из кирпича или камня. Укладывать лучше сегментами.

Армирование и вязка углов фундамента Г-образными хомутами

Количество стержней и сетки зависит от типа основания и его размеров. В ленточный фундамент потребуется больше арматуры, чем для усиления свайного. В последнем случае армировать нужно только ростверк.

Способы вязки арматуры

Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:

  • сварка рамок и стержней;
  • вязка проволокой;
  • соединение на пластиковые хомуты.

Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector