Как проверить акб мультиметром на зарядку

Замер мультиметром напряжения аккумулятора и утечки тока в авто

Недавно я столкнулся с проблемами с аккумулятором — машина не заводится.
Аккумулятор я купил новый, но все же захотел проверить машину — а вдруг утечка где есть. Захотеть-то — захотел, но как это сделать? Нашел в интернете я информацию и решил поделиться со всеми.
Для этого нам понадобится мультимер.
Самый распространенный и недорогой выглядит примерно так:

Для понятности я нашел картинку, где расписаны все значения мультиметра

Итак, приступим.
1) Замер напряжения аккумулятора
Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установить выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе, заряженный аккумулятор имеет около 12,7 вольт, поэтому выбираем — DCV, 20 вольт. Далее нужно подключить черный щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный щуп на плюс АКБ и снять показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Теперь перейдем к утечке тока.
В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока аккумулятор прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Но если утечка тока составляет больше чем 60-80мА, тогда аккумулятор будет быстро садится.

2) Замер утечки тока
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.

Как определить утечку тока в разрыв массы:
Снимаем «-» клемму с АКБ
Один из провод амперметра подключаем к «-» АКБ
Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)

Как определить утечку тока в разрыв плюса:
Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
Плюсовой клеммой — к АКБ

Технология определения утечки тока:
Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)
Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле — станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.

Надеюсь моя запись поможет кому-то и избавит от необходимости листать интернет в поисках информации.
Здесь рассмотрены только основные моменты работы с мультиметром и аккумулятором авто. А возможности мультиметра очень обширны, не зря его назвали МУЛЬТИ, что значит много.

Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда

Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.

Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование

Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:

  • напряжение;
  • емкость батареи;
  • сопротивление;
  • температуру.

На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.

Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:

  • Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
  • Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
  • Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
  • Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.

В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.

  • 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
  • 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
  • 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
  • Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.

Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.

Читать еще:  Как сделать своими руками сарай на даче

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?

Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.

Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:

  • Батарея отсоединяется от генератора;
  • Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
  • Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.

Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?

Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.

Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?

Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.

В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?

Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:

  • Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
  • Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
  • Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
  • Провод с плюсом – к энергобатарее.

После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.

Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?

Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:

  • Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
  • Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
  • К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
  • В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.

Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.

Читать еще:  Размер кирпича стандарт красного гост

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром?

  1. Проверка зарядки и тока утечки
  2. Измерение емкости
  3. Что еще можно проверить?

Аккумулятор – важная часть любого автомобиля. Если он неисправен, то машина не тронется с места. Поэтому за батареей нужно следить. Из нашей статьи вы узнаете, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, как осуществляется проверка тока на утечку и зарядки АКБ.

Проверка зарядки и тока утечки

Чтобы проверить аккумулятор на работоспособность, необязательно обращаться в сервисный центр. Пользуясь мультиметром, вы легко определите степень износа АКБ.

Тестер измеряет:

  • напряжение и уровень заряда;
  • силу тока;
  • утечки и потери заряда;
  • емкость батареи;
  • внутреннее сопротивление.

Вооружившись этими данными, вы уверенно определите, стоит использовать старый аккумулятор, или лучше заменить его новым. А может, АКБ достаточно обслужить. При этом результаты будут самыми правдивыми, ведь вас никто не обманет. Совет: для диагностики пользуйтесь мультиметром, поскольку бортовой компьютер не всегда показывает точные данные. Ему мешают соединения проводки, магнитные поля и прочие помехи.

Но учтите, что для диагностики аккумулятор нужно снять. А это станет «стрессом» для автомобиля. Поэтому после работы проедьтесь на нем тестовые 10-15 км с разгонами и торможениями, а затем запустите самодиагностику. Так системы двигателя и АКПП заново подстроятся под ваш стиль вождения. Важно: магнитола вернется к заводским настройкам и может потребовать код активации. Проверьте, что у вас он есть. Его указывают на коробке или в паспорте устройства. Если его нет, обратитесь к продавцу или изготовителю.

Подготовьте защитный раствор – 1 столовая ложка соды на 500 мл воды. Все-таки внутри АКБ кислота. Безопасности много не бывает.

Если вас не пугают такие трудности, приступайте к работе. Можно пользоваться как цифровым мультиметром, так и стрелочным. Главное, чтобы он имел нужные пределы измерений:

  • по напряжению – до 20 вольт;
  • по току – до 10 ампер;
  • по сопротивлению – до бесконечности.

Для начала проверьте уровень заряда.

  • Отключите клеммы проводки от аккумулятора.
  • Настройте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения диапазоном 0-20 вольт.
  • Приложите щупы к выводам АКБ. Полярность в данном случае не играет роли.
  • Зафиксируйте величину напряжения. Неважно, если она отрицательная, нужна только цифра.

Сравните результаты с заданными.

  • Напряжение больше 12,7 В – батарея полностью заряжена.
  • V = 12,1-12,5 В – половина заряда. Нужно запустить мотор, чтобы зарядить током с генератора.
  • 11-12 В – сильный разряд. Двигатель не запустится, АКБ надо ставить на зарядку в специальное устройство.
  • Менее 11 В – лучше купить новую батарею. Если поставить на зарядку, возможно возгорание.

Чтобы оценить состояние, замеры надо проводить спустя 5-6 часов после отключения аккумулятора. Так вы сможете оценить, насколько хорошо он работает.

Важно: никогда не доводите АКБ до полного разряда. Это сильно снижает срок службы. Если вы никуда не ездите, то снимите ее с машины и периодически подзаряжайте.

Но лучше, конечно, замерить ток утечки. Батарея разряжается постоянно. К ней подключены сигнализация, бортовой компьютер и прочее. А еще происходит саморазряд – негативное явление. Величину саморазряда указывают на корпусе, и, если она больше допустимой, АКБ нужно заменить.

Чтобы проверить ток утечки, воспользуйтесь мультиметром.

  • Отключите все потребители тока, какие возможно: освещение, магнитолу. Подождите пару минут.
  • Снимите «плюсовую» клемму.
  • Переведите тестер на замер постоянного тока до 10 А.
  • Щуп на «-» присоедините к снятой клемме.
  • Провод на «+» – к АКБ. Так вы замкнете цепь. Двигатель запускать нельзя.

Если показаний нет, то ток утечки небольшой, на этом можно остановиться. Но чтобы замерить его точнее, установите на мультиметре меньший предел измерений, вплоть до 1 А. снимите показания.

  • Ток утечки должен лежать в пределах 60-70 мА.
  • Если больше, то батарея пришла в негодность.

Не нужно сразу «ставить крест» на АКБ. Причиной больших потерь может быть неисправность проводки автомобиля.

  • Поочередно извлекайте предохранители и реле, а затем меряйте ток утечки. И так каждый раз.
  • Вы определите контур, который больше всего потребляет ток. Возможно, он неисправен. Это может быть магнитола, сигнализация и тому подобное.
  • Сравните ток, который потребляет это устройство, с заявленным в паспорте. Если больше, то неисправность найдена. Часто в паспорте указывают не ток, а мощность. Тогда разделите ее на напряжение аккумулятора, чтобы получить ток потребления.

Не всегда в перебоях с «электрикой» виновата АКБ. Используя несколько правил, аккумулятор можно почти гарантированно проверить мультиметром. Сейчас вы узнаете, как это сделать.

Измерение емкости

Емкость АКБ показывает, сколько заряда она может отдать за промежуток времени. Чем больше, тем лучше. Поэтому лучше покупать аккумулятор большей емкости, чтобы легче было запустить мотор. Особенно по холодам. Беда в том, что аккумулятор теряет емкость со временем. И такую батарею надо ремонтировать или менять.

Проверить аккумулятор можно и без тестера. Для этого запустите и заглушите мотор. Сможете сделать так 4-5 раз, да еще зимой, батарея послужит. Но такая проверка вредит АКБ, поэтому лучше пользоваться мультиметром. Есть 2 метода проверки – под нагрузкой и контрольным разрядом. Первый метод быстрее, зато второй точнее.

Чтобы проверить емкость под нагрузкой, сделайте следующее.

  • Отключите аккумулятор от бортовой сети. Чтобы клеммы не мешали, прикрепите их к подрамнику изолентой.
  • Подключите нагрузку. Лампочка мощностью 35-40 ватт подойдет. Ее можно временно снять с фары.
  • Подождите 2 минуты. Если лампочка стала гореть тускло, заканчивайте проверку. Батарея негодная. А если лампа горит по-прежнему ярко, готовьте мультиметр.
  • Замеряйте напряжение на выводах.
Читать еще:  Курятник во дворе

Если оно больше чем 12,4 В, все хорошо. Если в пределах 12-12,4 В, то батарею скоро нужно менять. А если меньше 12 вольт, обращайтесь в сервис для замены электролита. Или купите новую АКБ.

Важно: все тесты надо проводить на полностью заряженном аккумуляторе. Чтобы проверить уровень зарядки, замерьте его напряжение. Надо, чтобы было не меньше 12,7 В.

Чтобы проверить АКБ методом контрольного разряда, нужен секундомер. Он есть в любом телефоне.

Действуйте по такой схеме.

  • В паспорте батареи найдите расчетную силу тока разрядки.
  • Подберите нагрузку так, чтобы ток, который она потребляет, соответствовал расчетной величине.
  • Подключите мультиметр, замеряйте силу тока. Тестер подключается последовательно в разрыв цепи. Контакт АКБ – нагрузка – мультиметр – контакт АКБ.
  • Отсчитайте время, за которое сила тока упадет вдвое.
  • Сравните это время с указанным в паспорте батареи. Чем меньше между ними разница, тем лучше. Если разница значительная, нужно идти в магазин.

Чтобы подобрать нагрузку, напряжение в сети разделите на заданную силу тока. Получите сопротивление. Это закон Ома. R =U/I, где I вы узнаете из паспорта. U – напряжение аккумулятора, которое надо замерить до проверки. Должно быть 12,7 В. Важно: все расчеты ведутся в системе СИ (с французского Système International d’Unités). А данные могут быть в других единицах, например, в мА – миллиамперах.

Для перевода в амперы воспользуйтесь специальными таблицами. По емкости, выходному напряжению и току саморазряда можно судить о работоспособности батареи. А можно провести комплексную проверку, при этом не всегда придется снимать аккумулятор. Сейчас вы узнаете, как это сделать.

Что еще можно проверить?

С помощью мультиметра можно проверить практически все. Конечно, точность измерений будет ниже, чем у профессиональных приборов. Но ее достаточно, чтобы выяснить, когда нужно менять или обслуживать аккумулятор.

Напряжение

Важно, чтобы аккумулятор не только хорошо отдавал заряд, но и как следует заряжался. Для этого собственное напряжение АКБ должно быть ниже, чем входное напряжение на клеммах. Чтобы его измерить, проделайте следующее.

  • Заглушите двигатель, и дайте ему остыть в течение 15 минут.
  • Задайте диапазон измерений – до 20 вольт.
  • Плюсовой и минусовой щупы тестера приложите к соответствующим контактам на батарее.
  • Прибор должен показать не менее 12,7 В, ведь зарядка была 15 минут назад.
  • Запустите мотор. Чтобы узнать напряжение заряда, проверку надо проводить на заведенной машине.
  • Замеряйте напряжение на клеммах. Оно должно быть 14,5-14,7 В. Столько вырабатывает генератор.
  • Включите печку, кондиционер, фары, подогрев сидений или другие потребители. Нужна нагрузка.
  • Теперь снова замерьте напряжение. Оно должно упасть не больше чем на 0,2 В, и составлять 14,5-14,6 В.

Если результаты измерений лежат в таких пределах, все хорошо. Ремонт понадобится нескоро. А если нет, то это повод задуматься. При таком способе мы проверяем не аккумулятор, а электрику автомобиля.

Если генератор не заряжает батарею, то нужно сразу приступить к ремонту бортовой сети. Ее неисправности негативно влияют на батарею. Чтобы еще больше убедиться в работоспособности АКБ, проверьте ее внутреннее сопротивление.

Внутреннее сопротивление

«Прозвонить» батарею довольно просто. Кроме тестера, вам понадобится лампочка с фары. Галогенная с током потребления 5 ампер и мощностью 60 ватт подойдет.

Действуйте так:

  • подключите лампочку к батарее так, чтобы она засветилась;
  • замеряйте напряжение на контактах АКБ, предел измерений – 20 вольт;
  • уберите лампу;
  • снова проведите замер.

Сравните результаты. Если разница не превышает 0,05 В, то внутреннее сопротивление в норме. А если больше, это говорит о сильном износе источника питания.

Ампераж

Для проверки нужна внешняя нагрузка. Подойдет лампочка от автомобильной фары. Чтобы проверить силу тока, сделайте следующее:

  • поставьте наибольший предел измерений переменного тока;
  • «+» мультиметра соедините с плюсом АКБ;
  • «-» подведите к потребителю;
  • замкните цепь;
  • запишите показания прибора.

Сравните результат замера с оптимальными данными, которые указаны на корпусе аккумулятора. И идеале они совпадут. Если нет, то нужна замена.

Важно: цепь нельзя держать замкнутой больше 1-2 секунд, иначе мультиметр может сгореть. Но если батарея хорошая, а машина не заводится, проблема может быть в контактах.

Клеммы

Плохой электрический контакт приводит к перебоям в работе бортовой сети. Иногда его сложно заметить, а лишний раз точить клеммы наждачкой не рекомендуется. Сечение уменьшается. Чтобы проверить клеммы, переведите мультиметр в режим прозвонки и приложите щупы к разным местам клеммы. Сопротивление должно быть нулевым. Если не так, то клемма загрязнена. Чтобы ее очистить, протрите поверхность спиртом и обработайте средне- и мелкозернистой наждачной бумагой. Не помешает обработать и контакты аккумулятора. Все должно блестеть.

Приятно знать, что машина заведется в любых условиях и никогда не подведет. Для этого за ней нужно ухаживать. Аккумулятор – это расходный материал, в среднем он служит 4-5 лет. Регулярно проверяйте и обслуживайте батарею, тогда автомобиль будет радовать легкими запусками и надежной работой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector