Какую вагонку выбрать для внутренней отделки дома

Какую вагонку выбрать: мифы и реальность

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Виды вагонки и назначение. Как правильно подобрать вагонку?

2. Отделка вагонкой: поэтапная инструкция.

3. Материалы для обработки.

3.1. Какую пропитку выбрать для вагонки?

3.2. Лаки и краски для вагонки — покупаем правильно.

4. Видео: какая вагонка лучше?

Вагонка прекрасно подходит для внутренней и внешней обшивки дома, дачи, бани или сауны. Это любимый материал строителей: не нуждается в подготовительных работах (штукатурить, шпатлевать, выравнивать поверхности не нужно), неприхотлив, экологически безопасный, эффектно создает уютную и комфортную атмосферу. Полную информацию о том, какую вагонку выбрать, читайте в нашей статье.

1. Виды вагонки и назначение. Как правильно выбрать вагонку?

На современном строительном рынке представлен широкий ассортимент вагонок, изготовленных из древесины всевозможных сортов. А соответственно, будут отличаться их технико-эксплуатационные характеристики.

Так, хвойные породы гарантируют будущему изделию надежную защиту от плесени и грибка, благодаря эфирным маслам и смолам. Сосна придает особую эстетику и очень легко подвергается манипуляциям, долговечна.

Если для вас в приоритете длительное сохранение тепла внутри строения, то присмотритесь к ели. Единственно противопоказание: не уместна в банях из-за смол, которые образуются при высокой температуре. Если вы располагаете хорошим бюджетом, то производители могут предложить обессмоленный вариант. В любом случае, для указанного помещения и саун профессиональные отделочники рекомендуют выбирать вагонку из лиственницы, ольхи или липы. Они пористые, не выделяют смол. Однако служить они будут меньше, чем указанные выше.

Не обходите стороной и дуб. Он очень актуален в силу надежности, красоты и износостойкости. Но цена не всем придется по карману. Как, прочем, и цена на березу. Но ее нельзя применять там, где постоянно присутствует влажность.

Также товар можно характеризовать по профилю сечения. Евровагонка не обходится без швов: «шип» расположен на лицевой стороне и имеет крупные размеры. Выпускается с сетью канавок, служащих для вентиляции с оборотной стороны, с гранями стандартными и скругленными. Последние из них идеальны для бани.

Для тех, кто выбирает вагонку бесшовную, рекомендуем воспользоваться изделием, где отсутствует полка-углубление. Вместе со скругленной гранью образуют разновидность по форме — «штиль».

А вот модели с угловатыми краями предпочтительны для облицовки, имитирующей настоящий брус профилированной фактуры. Ими монтируют фасады зданий. Толщина — всего четверть сантиметра.

Двусторонняя вагонка отличается от остальных двумя особенностями: по середине торцевых граней имеется паз и шип; обе плоскости — лицевые. Это упрощает работы с ним и позволяет создавать эстетически привлекательную текстуру. Однако, не имея уже упомянутых канавок, он бесполезен для ванных комнат, бань и саун.

Дорогостоящие экземпляры подвергаются фигурному фрезерованию. Верхняя поверхность данного «ландхауса» будет снабжена большим количеством филенок. Далее следует «блокхаус» и «американка». Первый внешне не отличишь от натурального сруба, а второй — от сайдинга.

В мировых (DIN) и отечественных (ГОСТ) стандартах приняты четыре сорта. «Экстра» («безсучковая», «премиум») отличается абсолютно ровной лицевой поверхностью. Дефекты могут встретиться только на оборотной: цветовое несоответствие, шероховатости. Класса «А» более демократичен по цене. Но, к сожалению, не лишен недостатков: к указанным выше прибавляются еще трещинки и сучки. Их диаметр должен быть до сантиметра, но не превышать одного на метр. Лицевая сторона представлена практически без дефектов, в отличие от тыльной.

Класса «В» предполагает наличие ярко выраженной сердцевины, вскрытых карманов, трещин и небольших сколов. Как правило, сучки имеют темную окраску и немалую ширину относительно изделия.

Для рабочей, но не окончательной облицовки покупают ламели класса «С». Они попадают в данную подкатегорию по остаточному принципу: все, что выбраковывается из остальных. Поэтому к ним не предъявляются требования к качеству и красоте: трещины всех разновидностей и длины, недостроги со всех сторон, синева. Еще больше несовершенств у «D»-класса.

2. Отделка вагонкой: поэтапная инструкция

Как обшить дом вагонкой своими руками, расскажем в нашей инструкции пошагово.

Шаг № 1. Определитесь заранее в желательном направлении размещения вагонки. Их всего два: вертикальный или горизонтальный. Все зависит от вашей задумки и параметров комнаты. Различие между ними в следующем: при первом — реечный каркас распределяется горизонтально; при втором — соответственно, применяется обратная указанной расположение — горизонтальная облицовка.

Шаг № 2. Приобретите или сделайте надежные и обязательно сухие рейки. В комплекте к ним используйте тонкие доски (ширина — 2,5–3 см).

Шаг № 3. Монтируем каркас. При помощи отвеса устанавливает стартовую рейку для горизонтальной облицовки крепите гвоздями или саморезами строго вертикально. Следите за единой плоскостью.

Шаг № 4. Точно такую же рейку устанавливаем в противоположный угол. Капроновые нити, соединенные между ними, служат своеобразным прототипом каркаса для последующего монтажа частей конструкции.

Шаг № 5. Наступил через закрепить вагонку. Для того чтобы при эксплуатации не скапливалась влага и конденсат, из-за которых появляются болезнетворные микроорганизмы, паз монтируйте вниз, а шип — вверх.

Шаг № 6. Дайте древесине привыкнуть к температурному режиму, оставив в помещение на 24 часа. Комплектуйте изделие как от пола, так и от потолка. Это значения не имеет. Сами рейки соединяются к остову гвоздями. Их надежно вколачивают в пазовую часть. Лучше всего для данной процедуры пригодится добойник.

Шаг № 7. Делайте между элементами зазоры в несколько миллиметров. Бережно относитесь к задней стенке паза: она может треснуть при сильных усилиях с вашей стороны. И наконец, идут плинтусы.

3. Материалы для обработки.

3.1. Какую пропитку выбрать для вагонки?

Специальные защитные составы, формируя прозрачную или полупрозрачную пленку, призваны сберечь изделия от неблагоприятных природно-климатических факторов (резкие перепады температур, влажность, ультрафиолетовое излучение), огня, грибков и плесени, насекомых-вредителей, подчеркнуть красоту или особенности фактуры и рисунка древесины, а также увеличить срок эксплуатации. Их не сложно нанести самостоятельно. Давайте разберемся, чем и как пропитать вагонку внутри и снаружи вашего жилого помещения, а также строений иного назначения.

Специалисты выделяют два подвида данных средств: только с протекционным назначением или — экранирующим плюс украшающим дизайнерским решением. Последние быстро высыхают и абсолютно не имеют цвета, подстраиваясь под любую поверхность. Рассмотрим алгоритм нанесения состава для вагонки своими руками.

  1. Предварительно зачистите рабочую поверхность и тщательно загрунтуйте.
  2. Пройдитесь антисептиком, который выпускается для вагонок. Если впоследствии вы собираетесь использовать краску, но отдавайте предпочтение полупрозрачным маркам указанного выше вещества: этим вы добьетесь удивительной яркости и выразительности выбранного колора, а также сэкономите материал (в последующих слоях просто не будет необходимости).
  3. Покройте краской или лаком.

А теперь наступил черед рассмотреть разновидности антисептиков. Их роль сводится к двум основным функциям: устойчивости к постоянному присутствию воды, воздействию жуков и их личинок, плесени. Пропитанная им вагонка приобретает настоящую броню от указанных факторов и микроорганизмов. Данные средства классифицируются на четыре большие группы: на основе органических растворителей, маслянистые, водорастворимые и комбинированные. Первые не содержат вредных и токсичных веществ: одинаково хорошо подойдут для всех без исключения работ внутри и снаружи зданий. Можно быть спокойным за здоровье и самочувствие свое и близких. Вторые предпочтительны для защиты дерева, на котором в дальнейшем будут крепиться различные элементы и конструкции, в том числе и достаточно тяжелые, а также если изделие будет располагаться на территории с суровым и переменчивым климатов, что для нашей страны особенно актуально. Хорошо закрепляются в порах вагонки и не вымываются. Третьи предупреждают размягчение и повреждение структуры досок водой. Но эту процедуру необходимо периодически повторять. И наконец, четвертые универсальные и надежные, сочетающие свойства и характеристики остальных. Приобретайте качественную продукцию, в том числе антисептики, на нашем портале Стройка.ру.

3.2. Лаки и краски для вагонки — выбираем правильно.

Какие краски выбрать для вагонки внутри дома: исследуем вопрос. Хозяева домов для декорирования отдают предпочтение краске, пропитке или глазури, лаку.

На строительном рынке представлен целый спектр красок для вагонки:

алкидные эмали — после нанесения можно быть уверенным, что обрабатываемая поверхность становится глянцевой и надежной перед различными факторами. Не дает отслаиваний и применяется для всех типов оснований.

Если вы хотите получить благородную матовость и при этом не нарушать естественную структуру дерева, то приобретайте акриловый водоэмульсионный колер. Главное — использовать для внутренних преобразований жилого пространства и тонким слоем.

Для манипуляций с внешней отделкой применяют масляную краску, представленную во всей цветовой гамме. Она достаточно сильно проникает вглубь древесины и не вымывается. Однако со временем оттенок тускнеет. Изначально сохнет не менее 46–48 часов, в течение которых саму поверхность бережно спасают от ветра, снега и дождя плотной пленкой. Хозяева квартир любят обрабатывать ею балконы и лоджии.

Лаки классифицируются следующим образом:

акриловые водные — выпускаются глянцевые и матовые. При желании возможно окрашивание в различные оттенки. Применяется внутри помещений;

акрило-полиуретановые — растворы, которые не подведут при климатических капризах и не дадут плесени и грибку проникнуть в вагонку и остановят их деятельность. Соответственно, смело используйте во внешней отделке;

алкидные — плотный материал, который сохнет достаточно долго и после нанесения не позволяет воздуху циркулировать и проникать в древесину, плотно запечатывая его структуру. А значит, вагонка будет защищена как снаружи, так и внутри строений;

водоэмульсионные — как следует из названия производятся на основе водного раствора. Показывает всегда отличные результаты исключительно на внутренних поверхностях; полиуретановые — настоящие «щиты» для вагонки. А значит, им не страшны ни погодные изменения, ни влияние механических факторов постоянного и интенсивного характера. Предотвращают пожелтение. Носят универсальный характер применения.

Если вы располагаете финансами, то лучшего варианта, чем яхтный лак, сложно представить. Он прослужит долгие годы, сохраняя безупречный внешний вид вагонке. Пятерку лидеров по положительным отзывам покупателей занимают бренды: «Marshall», «Престиж», «Belinka», «Poli-R», «Рогнеда». Самую качественную и долговечную вагонку, специальные лаки и краски, а также сопутствующее оборудование и инструмент вы найдете в каталоге портала Стройка.ру. Удачного вам ремонта и строительства!

Как выбрать евровагонку?

Опубликовано Артём в 13.08.2019 13.08.2019

Разнообразие способов применения дерева для внутренней и наружной отделки обуславливает наличие на рынке большого количества необходимых для этого материалов, каждый из которых в свою очередь делится по разновидностям, сортам и классам. Виды вагонки, тонкой строганой доски для обшивки поверхностей, для отечественного покупателя в первую очередь делятся на обычную и евро. Дальнейший выбор зависит от необходимости использовать хвойные или лиственные доски, какая будет лучше форма профиля, а также соотношение цена/качество, которое определяется сортом древесины.

Читать еще:  Какую картину повесить в гостиной

Преимущества вагонки как отделочного материала

Сегодня вагонка – материал, который можно отнести в группу универсальных видов отделки. Она может похвастаться оригинальным дизайном, в собранном виде полотно обеспечивает звуко- и теплоизоляцию. Ламели, имеющиеся в продаже, это готовый вариант отделки, не требующий дополнительной обработки. Устанавливаются они достаточно просто. Любой, владеющий элементарными строительными навыками, способен самостоятельно отремонтировать весь дом.

Светлая отделка для внутренней отделки

Что такое вагонка? Это длинные полоски разной формы и размеров. Они специально создаются для внутренней отделки жилых помещений. Сегодня в качестве основы используются разные виды материалов. У каждого изделия свои преимущества и недостатки, их нужно учитывать, для того чтобы знать, какую вагонку лучше использовать для внутренней отделки дома.

Обычная и евровагонка

Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект. Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.

В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.

К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.


Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.

Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:

  • Более продуманная форма: крупный шип не боится деформаций, оптимальная толщина и ширина ламелей (12,5 и 88 (без учета шипа, с ним – 96) мм соответственно), наличие вентиляционных канавок, возможность выбора рисунка профиля.
  • Не допускается ворс на лицевой стороне, тщательная обработка замка шип-паз для легкости монтажа.
  • Вся евровагонка высушивается до влажности 10-15%, что сводит на нет возможность ее деформирования и вероятность появления жучков или гнили. Сухие доски проще хранить, обрабатывать и ухаживать за ними в процессе эксплуатации.
  • После распила дерева, доски, в зависимости от качества, делят как минимум на четыре сорта, с учетом производственных дефектов и состояния самой древесины.

Виды профилей вагонки

Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.

Традиционная евровагонка

На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.

Вагонка «Softline»

Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.

Вагонка «Штиль»

Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.

Вагонка «Ландхаус»

Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.

Вагонка «Блокхаус»

Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.

Вагонка «Американка»

В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.

Двусторонняя вагонка

У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.

Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление — ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты — каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Сорта

Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.

При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.

Экстра

Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.

Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.

А (первый)

Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.

Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.

В (второй)

Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.

Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.

С (третий)

Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.

На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.

При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.

Готовые примеры

Очень часто при использовании вагонки получаются интерьеры, в которых четко прослеживается «эффект сауны». Чтобы избежать подобных ошибок, нужно обязательно разбавлять обшивку, добавлять больше цвета.

Читать еще:  Крыльцо из кругляка своими руками

В видеоролике мастер рассказывает о том, как скомпоновал в бане интерьер из вагонки и камня:

Для оформления гостиных комнат, окна которых выходят на южную сторону, дизайнеры рекомендуют выбирать вагонку темных оттенков коричневого цвета. Чтобы она выгодно смотрелась, важно делать хорошее искусственное освещение, потолки при этом специалисты советуют просто белить и красить. Если в помещении при этом покрашенной оставить одну из стен и обшить деревом оставшиеся три, оформление от этого только выиграет. Можно наоборот, обшить вагонкой только одну акцентную стену, а остальные три поклеить обоями. Тоже будет смотреться очень хорошо.

Интересный вариант комбинированного оформления

Если нужно применить вагонку для отделки спальни или кухни, лучше использовать для этого светлую вагонку под покраску. Если сверху ее покрасить белой или светло-серой полупрозрачной эмалью, получится уютное пространство. К нему хорошо подойдет светлый текстиль с точечными яркими акцентами (скатертями, покрывалами).

В спальне вагонкой дизайнеры советуют отделывать стену, возле которой потом встанет изголовье кровати. Для этого подойдет вагонка любой формы, любого цвета. Главное, чтобы он потом был увязан с общей гаммой интерьерного наполнения и декора.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку — тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый «звоночек», который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий — из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень — на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально — всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант — например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка — сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница — вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже — от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая — от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 18827
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

8 советов по выбору деревянной вагонки

Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

Читать еще:  Металлический каркас для полка в баню

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector