Вагонка классификация по классам

Классы вагонки — выбираем необходимый нам материал

Вагонка ─ это достаточно надежный строительный материал, который пользуется большой популярностью как для отделки фасада помещений, так и для внутренних стен жилых домов, бань, дач и иных построек. Внешне они представляют собой доски, имеющие специальные пазы для соединения между собой.

Именно поэтому их достаточно легко монтировать, и с задачей по облицовке справится даже непрофессионал. Суть изготовления такого материала заключается в подготовке специальных досок, которые хорошо просушиваются и подвергаются определенной обработке. Сушатся они в тепловых камерах, где сохраняется определенная влажность. Далее рейки фальцуются и шпунтуются.

Это придает нужную форму, которая позволяет им в дальнейшем стыковаться между собой. Когда доска принимает свой окончательный вид, происходит ее классификация по качеству.

  • ГОСТ
  • Евро
  • Размеры
  • Возможная стоимость
  • Советы

По ГОСТу

Экстра класса не имеет абсолютно никаких дефектов. Ее поверхность идеально ровная и гладкая. Экстра отлично подходит для обшивки стен, так как не содержит никаких сучков.

Класса A может иметь некоторое количество сучков, трещин или отверстий. Если быть более точным, то допустим 1 сучок, 2 трещины и 2 смоляных кармашка на площади в 1,5 метра. При этом размер сучков должен быть в диапазоне от 5 и до 15 мм. в диаметре. Этот вариант так же хорош для отделки лицевой поверхности стен.

Класса B ─ здесь так же могут быть различные дефекты. Если брать на рейке площадь в 1,5 метра, то здесь допустимо наличие не более 4-х сучков диаметром в 20 мм., и не более 2-х трещин и смоляных кармашков.

Еще на поверхности такого изделия может быть одно контрастное пятно размером в 15 кв.см. Такие панели хоть и имеют дефекты, но все же годятся для обшивки.

Класса C ─ представляет собой самый низкосортный вариант. Здесь внешний вид реек портят синие пятна и полоски. Могут встречаться несквозные трещины размером не более 5% от общего размера панели.

Допускается не более 2-х смоляных кармашков от 5 и до 50 мм, повреждения до 6 мм, и контрастное пятно не более 15 кв.см. Как самый низкосортный вид деревянных реек используется на поверхностях гаражей, сараев и подсобных помещений.

Евровагонка

Вагонка изготовленная по европейскому стандарту представляет собой доску, взятую из внешних слоев дерева, между корой и сердцевиной. Благодаря этому структура евровагонки более однородная, равномерная и прочная.

Еще одной особенностью такого материала являются специальные продольные канавки для вентиляции и отвода конденсата. Классифицируется этот материал следующим образом:

  1. Сорт «А» предполагает нахождение на поверхности доски только живых и светлых сучков.
  2. Сорт «В» допускает присутствие дополнительно мертвых и черных сучков.
  3. Сорт «С» допускает незначительные сколы, которые легко маскируются при монтаже.

Многие считают, что евровагонка лучше обычной, созданной по отечественным стандартам. Некоторые преимущества перед отечественной продукцией у них действительно есть.

Например, даже самый низко качественная евровагонка пригодна для использования в жилых помещениях, так как его недостатки с легкостью скрываются после сборки.

Возможные габариты

По ГОСТу деревянные рейки могут иметь следующие показатели:

  • Ширина до 15 см.
  • Длина до 6 м.
  • Толщина от 1,2 до 2,5 см.

Что же касается европейских стандартов, то здесь показатели следующие:

  • Ширина ─ 8, 10, 11, 12 см.
  • Длина от 0,5 и до 6 м.
  • Толщина ─1,3, 1,6, 1,9 см.

Видео — обшивка потолка в доме своими руками:

Примерная стоимость

В зависимости от региона распространения и качество материала стоимость на такой товар разнится. Но можно сделать несколько общих выводов. Например, цена на класс В варьируется в промежутке от 180 руб. за кв.м. и до 380 руб. за кв.м.

Качество А продается за 250-600 руб. за кв.м., а доски Экстра ─ за 300-800 руб. за кв.м. Что же касается самых низкосортных панелей, продающихся под литерой «С», то их стоимость варьируется от 100 и до 150 руб. за кв.м.

Рассматривая цены на евровагонку отметим, что сорт «С» можно купить за 120-300 руб. за кв.м., сорт «В» ─ за 180-600 руб. за кв.м., сорт «А» ─ за 200-800 руб. за кв.м.

Советы при выборе

В зависимости от предназначения будущей покупки, панели можно выбирать опираясь на качество вагонки и дерево, из которого она изготовлена.

Совет по дереву. Наибольшей популярностью пользуется продукция из хвойных пород.

В них большое количество смолы, которая помогает противостоять влажности и грибку. Именно поэтому рейки из хвойных пород используют для внешней отделки построек.

Если же вашей целью является обивка стен или потолков в бане или доме, то лучше, чем лиственные панели здесь ничего не подойдет.

  • Во-первых, они наилучшим образом выдерживает высокие температуры и влажность, присущие микроклимату бани и сауны.
  • Во-вторых, такое дерево не выделяет смол, что позволяет не беспокоится о внешнем виде покрытия, при отделке стен внутри дома.
Читать еще:  Расчет подпорных стен пример

Совет 2. Класс А наиболее приемлем для отделки фасадов, балконов и стен в бане или сауне.

А вот «С» используется только для обшивки хозяйственных построек, таких как сараи и гаражи.

Остальные варианты, например, «В» или «Экстра» используются в зависимости от количества средств, которые вы готовые вложить в покупку.

Какой бы вид и класс вагонки вы не выбрали, можете быть уверены в том, что она оправдает ваши ожидания, если выбор будет соответствовать целям.

Так лиственные панели класса А, размещаясь на стенах в бане, позволят в полной мере насладиться целительным эффектом от посещения этого места. А хвойные доски Экстра позволят не беспокоиться о том, насколько надежно обшит фасад вашего дома.

Классификация вагонки по сортам

Вагонка – обшивочная доска, полученная при распиловке и обработке древесины. Многообразие вариантов затрудняет выбор, а значимость для конкретного вида работ зависит от чистоты основания и поверхности. Для быстрой классификации используют представление о сортности отделочного материала. Имеет значение порода дерева, т. к. сорта вагонки из сосны, ели, лиственницы могут допускать разное число дефектов.

  1. Что означает «сорт» вагонки
  2. ГОСТы
  3. Виды дефектов
  4. Классификация материала
  5. Экстра
  6. Премиум
  7. Класс А
  8. Класс В
  9. Класс С
  10. Краткая сравнительная характеристика
  11. Выбор материала для отделки
  12. Стены и потолки на даче
  13. Отделка коттеджа внутри и снаружи
  14. Ориентировочная стоимость

Что означает «сорт» вагонки

Сорт вагонки определяется количеством дефектов и породой древесины

Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.

При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:

  • материал, из которого сделана продукция;
  • тип изделия и замка;
  • размеры;
  • наличие дефектов в рамках допусков.

От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.

ГОСТы

Производители вагонки должны учитывать требования ГОСТ

В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.

Различные стандарты отличаются сферами применения:

  • государственные (ГОСТ);
  • республиканские (РСТ);
  • отраслевые (ОСТ);
  • эталоны объединений и предприятий (СТП).

В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.

Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.

Виды дефектов

Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.

Параметры сортировки дефектов:

  • диаметр сучка находят в виде среднего значения минимального и максимального размера сечения;
  • червоточины и наколы меряют по наибольшему диаметру, принимают в штуках на п/м полоски;
  • трещины различают по протяженности;
  • смоляные карманы считают в штуках на погонном метре, указывают ширину и длину;
  • пятна, синеву, потемнения, грибковые поражения, плесень измеряют по ширине, длине, высчитывают площадь, указывают в процентах по отношению к общей квадратуре.

Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.

Классификация материала

Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.

В зависимости от этого различают виды:

  • Стандарт. Базовая основа имеет сечение в форме скошенной под углом трапеции с пазами на обратной стороне. Соединяется по типу шип-паз.
  • Евровагонка. Отличается более широким шипом для надежного крепления. После установки на плоскости просматриваются продольные углубления.
  • Штиль. Тип вагонки имеет скругленные углы, в остальном у этого вида нет разницы со Стандартом.
  • Софтлайн. Считается премиальной категорией для отделки дома. Ребра полос скруглены плавно, поэтому поверхность получается почти идеально ровной.

Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.

Экстра

К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.

Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость:

  • легче вырезать необходимые куски материала из стволов дуба или сосны, т. к. породы не склонны к образованию сучков и гниению;
  • ель и березу используют реже — нужные размеры по длине трудно выбрать на бревнах, которые изобилуют сучками, отсюда повышенная стоимость вагонки.
Читать еще:  Юнис горизонт наливной пол сколько сохнет

Вагонка, виды и классификация

Вагонкой называются тонкие обшивочные панели с соединением в “шип-паз”. Изделия используются для наружной и внутренней отделки жилых и офисных зданий, технических, мансардных и подсобных помещений, саун, бань, балконов, лоджий, беседок и террас.

Виды материала

Традиционно ламели изготавливается из натурального дерева, поэтому этот вид будем рассматривать подробно. Кроме деревянных изделий выпускаются следующие разновидности:

  1. Пластиковая. Детали изготовляются из поливинилхлорида методами экструзии с полыми сотами по всей длине, что обуславливает их высокие тепло- и звукоизоляционные характеристики. Использование для производства ПВХ дополнительно обеспечивает следующие достоинства:
    • Возможность эксплуатации во влажной среде и температурном диапазоне от -50 до +50°С, что позволяет обшивку ванных комнат и санузлов;
    • Не подверженность коррозии, гниению и негативному влиянию ультрафиолета;
    • Не требуется дополнительная обработка поверхности;
    • Достаточная долговечность;
    • Большой диапазон текстуры и цветовых решений с отличной имитацией драгоценных пород дерева и ценных минералов;
    • Низкая стоимость.

Минусом можно считать меньшую, по сравнению с натуральным деревом, прочность к механическим воздействиям.

  • МДФ-панели, получаемые прессованием мелкодисперсной сухой стружки в условиях высокой температуры и давления. Древесные частицы надёжно склеиваются выделяющимся из дерева лигнином. Получаются монолитные, прочные и лёгкие детали. Отличаются разнообразием расцветок и стилизацией под мрамор, дерево, гранит и другие природные материалы. Экологичность, без выделения фенола и эпоксидных смол, позволяет облицовку в медицинских и общественных учреждениях, спальнях и детских комнатах.
  • Алюминиевые, используются реже из-за высокой стоимости. Обладают всеми преимуществами присущими алюминию.
  • Изделия из природного дерева, о которых рассказано далее, экологичны и оказывают благотворное влияние на человеческий организм.
  • Классификация вагонки по сортам

    Облицовочные доски изготавливаются из любых древесных пород:

    • хвойных: сосны, кедра, пихты, ели, лиственницы;
    • лиственных: дуба, клёна, бука, липы, ясеня, ореха, осины, ольхи.

    Хвойные породы, благодаря высокому содержанию смолистых веществ, более стойки к загниванию и увлажнениям, что позволяет их успешное применение в наружных отделках. Красивая текстура досок из кедра, ели и сосны создаст привлекательность внутри помещений. Но сорта вагонки из сосны неприемлемы для обшивки банных парилок из-за выделяющейся при высоких температурах смолы и появления неприятных запахов. Для этих целей используется липа, ольха или осина, обладающие свойствами не нагреваться и не обжигать кожу человека.

    Дубовые и буковые ламели красивы, но отличаются повышенной трудоёмкостью в обработке и высокой ценой.

    Изделия изготавливаются и из ценных экзотических пород, произрастающих в тропиках. Чаще всего используется красное дерево. Но, несмотря на замечательные свойства такой продукции, её распространение ограниченно высокими ценами.

    Изготовление осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

    • ГОСТ — отечественный стандарт, общий для всех производителей;
    • DIN — европейского стандарта;
    • ТУ — технических условий, которые разработаны самостоятельно индивидуальными производителями, то есть на разных предприятиях они различны. Это создаёт определённые трудности разделения изделий по сортности или классам.

    Класс вагонки или сорт определяется по качеству используемого сырья, которое определяется визуально, и выполненной обработке. Эти характеристики подробно расписаны в нормативной документации, основной упор сделан на наличие трещин, гнили, смолянистых карманов, ровности панели, количестве допустимых сучков, имеющейся синевы и других дефектов.

    Классы вагонки, в чем разница

    В зависимости от получившегося качества поверхности изделий их подразделяют на следующие сорта:

    1. Премиум или Экстра. Доски отличаются идеальной поверхностной обработкой, недопустимы даже малейшие дефекты. Этого практически невозможно добиться при изготовлении из цельного массива, поэтому используется сращивание отдельных частей. Деталям не требуется подгонка, они легко фиксируются. Крепление выполняется только при помощи специальных зажимов, входящих в комплектацию поставки. Красоту подчёркивает заводское покрытие лаком. Элитная облицовка стоит дорого, используется для внутренней отделки престижных загородных домов. Для сохранности деталей при хранении и транспортировки их обычно упаковывают в вакуумные упаковки.
    2. Вагонка сорт А. Отличается минимальным количеством дефектов. Недопустимы гниль, синева, прорость, обзол, сердцевина древесины. Допустимо:
      • небольшая шероховатость поверхности в отдельных местах;
      • незначительные смоляные кармашки;
      • трещины несквозного характера и малых размеров;
      • здоровые сросшиеся невыпадающие сучки диаметром ≤ 1,5 см не более одного на длине погонного метра.
    3. Класс B или 2-ой сорт вагонки. Допускает большее количество видимых дефектов. На торцах замковых частей может иметься непрострожка, не препятствующая обшивке. Допустимы сколы, вмятины, несквозные и без выхода на торцы трещины, запилы, но величина подобных дефектов должна быть ≤ 15-ти мм на длине 30-ть см. Глубина дефектных мест ограничивается 0,5-ю мм. Могут иметься засмолки, синева поверхности до 10-ти %, сердцевина и прорость на ширине ≤ 20-ти см. Здоровые невыпадающие сучки не регламентируются по размерам, но их на планке должно быть ≤ 4-х штук. Чёрные сучки ≤ 2-х см. Выпадающие и гнилые сучки не допускаются. Бюджетная цена делает материал привлекательным, а дефекты устраняются и маскируются шпатлеванием, затиркой и окрашиванием.
    4. Вагонка сорт С — самая дешёвая категория. Это третьесортные материалы, отбракованные из класса B. Качество ниже только у дров. Запрещено применение гнилых досок, а остальные дефекты не ограничиваются. Облицовка такими изделиями требует обрезки негодных частей, доработки и подгонки. Никакой профессионал с таким материалом работать не будет. При облицовке собственными силами может применяться в черновой обшивке, выполняемой в подсобных помещениях.
    Читать еще:  Клеим обои в углах

    На современном деревообрабатывающем оборудовании производятся панели различных профилей сечения, отличающиеся формой граней, размерами и конфигурациями замков, различным выполнением лицевых и тыльных поверхностей.

    Различаются следующие основные разновидности профилей:

    1. “Стандарт”, являющимся базовым не только для деревянных изделий, но и для изготовленных из других материалов. Сечение имеет трапециевидную форму со скосом кромок под углом 30-ть градусов, с гребнями и пазами для соединения “в шип-паз”. Длина гребня делается меньше нужной для плотного прилегания к глубине паза, зазор компенсирует рассыхание дерева в процессе эксплуатации. Размер вагонки Стандарт по длине составляет до 6-ти м, при ширине ≤15-ть см и толщине 12…25 мм.
    2. “Штиль” отличается от первых панелей наличием закруглённых углов, остальные характеристики аналогичны.
    3. “Евровагонка”. Изготавливается в соответствии с западноевропейским стандартом DIN, регламентирующим более строгие требования к влажности сырья и качественной обработке лицевой поверхности. Имеет глубокий пазо-гребневый замок, что обуславливает появление на облицовочной поверхности закрытых шипами промежутков. Тыльная сторона деталей имеет специальные вентиляционные бороды, предотвращающие скопление влаги в местах примыкания досок к обрешётке, а также устраняющие внутренние напряжения в древесине при температурных и влажностных перепадах. Толщина 12,5 мм, при ширине 60…160 мм, длина от 1,8 до 6-ти м. Оптимальная полезная ширина вагонки из сосны по евростандарту 88 мм (без учёта выступающего гребня).
    4. Двухсторонние панели, обе стороны лицевые. Это даёт возможность устраивать тонкие декоративные перегородки.
    5. “Американка”. В таких видах профилей выполняется плавные переходы от шипов к середине лицевых частей, благодаря этому получается имитация облицовки брусом, как сайдинг. Размер такой вагонки из сосны более массивен (≥ 2-х см) и широк (≥ 14-ти см). Применяется для облицовки фасадов, расположение только горизонтально.
    6. “Ландхаус”, самые дорогие разновидности. Их лицевая поверхность фрезеруется с нанесением различных сложных рисунков или горячим теснением под прессом с получением эффекта резьбы по дереву.

    Размеры деревянной вагонки

    Единых стандартных размеров, из-за широкого применения производителями собственных технических условий, не существует. Согласно гостовским нормам длина может составлять от нескольких десятков см до 6-ти м. Толщина может варьироваться в пределах от 12-ти до 25-ти мм. Для внутренней отделки используется до 16-ти мм, а более толстые для наружной обшивки. Ширина вагонки деревянной по ГОСТ ≤ 15-ти см.

    Более нормирована размерность по евростандарту DIN:

    • длина — 0,5…6 м;
    • толщина ламелей — 12,5; 16 и 19 мм.;
    • ширина — 8, 10, 11 и 12 см.

    Узкие изделия меньше подвержены деформациям и более устойчивы к механическим воздействиям.

    Часто поверхность обшивается ламелями разной ширины для достижения различных декоративных эффектов.

    Расчёт необходимого количества облицовочного материала

    После замеров поверхностей подлежащих обшивке, определяется нужное количество ламелей.

    Сколько в кубе вагонки квадратных метров несложно подсчитать самостоятельно. Для этого достаточно перевести полезную ширину и толщину выбранных ламелей в метры, затем выбрать длину панелей с учётом возможной обрезки торцов.

    Подбор оптимальной длины несложен, существующие размеры имеют градацию в 10-ть см. После перемножения полученных значений получается объём одной доски. Разделив единицу на полученный результат, получаем искомую цифру.

    Также, сколько вагонки в кубе представлено в таблицах, имеющихся в технических справочниках. Но это не всегда удобно. Для обшивки небольших поверхностей, что чаще всего происходит в индивидуальных домовладениях, панели приобретаются в небольших количествах и поэтому рекомендуется выполнять расчёт требуемого количества ламелей в штуках. Для этого площадь планируемой облицовки делится на площадь одной ламели. Получается нужное количество штук ламелей. Если стоимость деталей указана в кубах, то таблица, сколько штук вагонки в 1 кубе, также имеется в строительных справочниках.

    Выполнив расчёты или воспользовавшись табличными данными можно избежать ненужных затрат. Необходимо учесть 10-ти процентный запас на обрезку дефектных мест деталей.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector